Зимняя резина. Мои секреты правильной обкатки зимних шин

30 марта 2023

Сегодня рассмотрим как правильно обкатывать зимнюю резину. Казалось бы, ничего нового и сложного нет. Но не торопитесь делать выводы. Мы рассмотрим особенности обкатки шипованной резины, а так же фрикционных шин, в народе просто липучек. Да, все верно, их тоже нужно обкатывать, зачем и как я расскажу.

Часто слышу, что купил такую-то резину у нее выпало половина шипов за сезон - это плохая резина. Скажу так, я езжу в основном на шипах, и у меня были практически все марки зимней резины от самых дорогих до самых бюджетных. И ни на одном комплекте у меня не выпадало больше 2-3 шипов на колесе за 4 сезона эксплуатации. А езжу я далеко не потихоньку.

Ранняя потеря шипов это на 90% результат неправильной обкатки резины. Чтобы шипы служили весь срок службы и не вываливались даже при активной езде, шины сначала нужно грамотно обкатать. Делюсь с вами своими секретами.

Все знают, что ездить сначала нужно потихоньку и избегать резкого разгона и торможения… Ну вроде как и все. А теперь для понимания немного углубимся в процесс ошиповки шин.

Шипы монтируют в уже сваренную шину — их вдавливают в отлитые в резине отверстия. После ошиповки покрышке положено отлежаться сутки-двое при комнатной температуре. За это время резина плотно обхватывает каждый шип и затекает во все их закоулки.

Процесс ошиповки

Процесс ошиповки

Однако даже хорошо настроенный шиповальный автомат имеет допуск на выступание шипов над поверхностью протектора. Поэтому одни шипы сидят глубже, другие, наоборот, чуть больше выступают. Задача обкатки — помочь каждому шипу встать на свое место как следует. При движении автомобиля шипы начинают слегка шевелиться в резине и стремятся принять правильное положение в отлитом для него отверстии.

Естественно, что в такой период надо избегать проскальзывания колес при разгоне и торможении, а также боковых скольжений. Чем аккуратнее обкатка, тем дольше будут служить шипы. Это вы знаете.

И мы подошли к первой ошибке при обкатке шипов. Часто вижу в рекомендациях, что идеальными условиями для обкатки шипов являются заснеженные и ледяные дороги и скорость до 100 км\ч. Скажу сразу, после такой обкатки в якобы «идеальных» условиях шины начнут терять шипы очень быстро.

А очень многие, специально до последнего, ждут снега, чтобы поберечь новую резину и обкатывать ее по снегу. Но вот парадокс в том, что шипы при гражданской эксплуатации нужно обкатывать именно по асфальту и до наступления минусовых температур.

Давайте разбираться почему так.

Шипы садятся на место под действием внутреннего трения резины. И должны занять определенную высоту выступания над протектором, а так же принять оптимальный угол атаки, по-русски говоря, наклон шипа относительно поверхности.

Что происходит при обкатке по снегу и льду. Обратимся к опыту пилотов по зимнему дрифту. Для ледовых гонок они обкатывают отдельный комплект резины именно на льду, а не в городе. Делается это по двум причинам. Во первых, Шипы пробивая лед, при обкатке, выступают из своих мест сильнее, чем при обкатке на асфальте. Это гораздо сильнее улучшает зацеп на льду. А во вторых, при обкатке на льду, опять же потому, что шип выходит из своего места сильнее, меняется его угол атаки. Все это в совокупности здорово улучшает держак в битвах на ледовых трассах.

Круто? Несомненно. Но все дело в том, что обкатав таким образом резину, при езде по асфальту, из за сильно торчащих шипов и другого угла наклона, шипы просто со временем вырывает, это раз, а во вторых из за торчащих шипов, которые хороши на льду, шины на асфальте теряют свои характеристики то есть начинают скользить на шипах, что собственно их и вырывает... Поэтому для гражданской эксплуатации шипы в обязательном порядке прикатывают по асфальту. Но и тут есть секреты.

На асфальте обкатка завершится быстрее, поскольку шипы взаимодействуют с жесткой поверхностью. Достаточно проехать примерно 500 км, но при этом, крайне желательно не разгонятся быстрее 60 км/ч и вообще лучше разбить обкатку на несколько поездок с перерывами на час-два для остывания резины, чтобы шипы зафиксировались в нужном положении.

Не рекомендуется преодолевать расстояние маршем. Покрышкам необходимо давать нагреваться и остывать. Поэтому для шипованной резины, обкатку лучше проводить в плюсовые температуры, и на открытом асфальте. Твёрдое полотно дороги, эффективней действует на шипы, которые должны плотно сесть в свои посадочные места.

Дело в том, что на заводе в момент ошиповки, используется смазка. Смазочный материал остаётся под пяткой шипа. В период адаптивной езды, смазка выходит наружу, через специальные микропоры, а шип просаживается до основания посадочного места. При более коротких поездках шины на морозе почти не прогреваются, поэтому общий пробег обкатки увеличится.

Во время езды следует избегать ускорений и торможений, а также резких поворотов. За эти километров шипы встанут на своё место, испарится смазочное вещество и покрышки приобретут максимально комфортные свойства управляемости и сцепления с дорогой.

И обязательно надо контролировать давление в колесах. Если обкатывают спущенные или перекачанные шины, шипы займут не правильное положение или не займут его вовсе, что приведет к их скорой потере.

На льду жизнь шипов сокращает не торможение в пол как многие думают, а интенсивные проскальзывания при разгоне. Шипы обычно вылетают из резины не столько от боковых сил, которые на льду не велики, чтобы вывернуть шипы из протектора, сколько под действием центробежной силы при длительном буксовании и движении с высокой скоростью.

Неправильно прикатанные шипы выступают сильнее чем нужно и при высоких скоростях основание шипа начинает ходить в посадочном месте вверх вниз. От этого трения резина вокруг шипа разогревается, становится мягкой и его вырывает. Правильно обкатанный шип сидит глубже и его посадочное место почти не испытывает нагрузок.

Еще одна убийственная для шипов ситуация — когда при интенсивном буксовании покрышка прогрызает лед до асфальта. Шипы получают сильный удар, провоцирующий их выворачивание из резины.

Достается шипам и тогда, когда водитель крутит руль на месте, маневрируя в ограниченном пространстве на твердом покрытии. Очень часто после таких маневров на асфальте или бетоне остаются процарапанные полуокружности или даже выпавшие шипы. Поэтому постарайтесь в таких ситуациях вращать руль, только когда автомобиль начинает движение.

Не крути руль на месте!

Не крути руль на месте!

Это что касается шипованных шин, конечно нюансов по их обкатке и эксплуатации поболее, чем у фрикционных шин.

Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction — трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе — которые называются ламели.

фрикционные шины "липучка"

фрикционные шины "липучка"

Фрикционная резина, имеет аналогичные правила обкатки зимних колёс. Ее суть это стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.

Главная рекомендация та же, это бережное вождение автомобиля первые 100 км но скоростной режим можно увеличить до 80 км/ч, а сама обкатка длится как правило 200 км. При этом, не стоит лениться и проверять давление в шинах.

После первых 100 км, ездить можно как обычно стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель — удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Она снижает сцепление с дорогой.

И помните самое главное, обкатка нужна не только для избавления от остатков смазки и прикатки шипов но и для того, чтобы водитель смог привыкнуть к изменившимся характеристикам управляемости своего автомобиля.

Как вы видите сложностей нет, есть маленькие нюансы, а единственное неудобство, это ограничение скорости. Я уверен, что вы легко справитесь с этим заданием, зато взамен получите адаптированные колёса, которые будут соответствовать заявленным характеристикам производителя.

Вернуться к новостям
Товары к этой новости