Воздушный фильтр - самая опасная ошибка 99% водителей

13 мая 2023

Вы знаете, довольно много автолюбителей помешаны на выборе моторных масел, ведут ожесточенные дискуссии: какую вязкость лить, как часто менять, но так повелось, что большинство, забывает и очень часто пренебрежительно относится к не менее значимой детали - воздушному фильтру. И если вы думаете, что я сейчас начну рассказывать про то, как важно выбрать хороший фильтр и почаще его менять, то вы ошибаетесь.

Все это, безусловно важно, но сегодня, я хочу вам рассказать о грубейшей ошибке, которую уверен, совершает большинство из вас.

А все почему? Потому что прогресс не стоит на месте. Совершенствуются двигатели, коробки передач, конструкции автомобилей в целом, а так же расходники и комплектующие. И не мешало бы понимать, как все это работает, чтобы не натворить довольно неприятных ошибок.

Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/602766b4c219c97e32148476

Классические воздушные фильтры имели фильтрующую штору из гофрированной бумаги. Штора работала по принципу сита. Если загрязняющая частица больше поры, она задерживалась, если меньше – пропускалась.

Бумага фильтровала пыль, не только поверхностью, но и в глубине шторы. Это обеспечивало достаточный ресурс (так называемую грязеёмкость) и создавало эффект уменьшения ячеек по мере загрязнения. Иными словами, по мере загрязнения фильтра, пыль начинала задерживать еще более мелкие частицы, чем в начале фильтрации.

Но в один прекрасный момент появились совсем другие воздушные фильтры – со шторой из нетканого волокнистого материала. И продвигались они «по всем фронтам», включая экологический: мол, синтетическая штора не нуждается в целлюлозе, сохраним леса на планете и вообще заживем.

Рынок принял новые фильтры более чем благосклонно. Красивые, современные, аккуратные. Наверное, волокнистая синтетика и служить будет дольше, и фильтровать лучше.

Но прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним рекомендации производителей автомобилей по замене воздушного фильтра. Точнее, эволюцию этих рекомендаций. Когда-то менять фильтр предписывалось через 10 тыс. км. Потом через 20 тыс.

Потом – через 30-40 тыс. км. А у некоторых автопроизводителей мы видим в инструкциях по эксплуатации такое указание: «Проверить фильтр и при необходимости заменить».

И это на самом деле очень важный момент. Если засоренность фильтра с гофрированной бумажной шторой худо-бедно можно было определить и на глазок, то как быть с фильтром из синтетического волокна?

Вынимаем его из короба, а он такой же, как новый. Ну, разве что чуть серый. Да, налипло несколько листочков. Убрали листочки. А дальше-то что? Как и что нужно проверять?

Было бы понятно, если производитель давал методику проверки. Или хотя бы прикладывал к инструкции цветовую таблицу: фильтр слегка серый – не страшно, а вот при таких признаках надо менять фильтр немедленно. Но ведь нет даже такого простейшего инструмента!

Получается, что автопроизводители вводят нас в заблуждение? Ведь на поверхности волокнистой шторы (в отличие от гофрированной бумажной) ничего не накапливается. Во всяком случае, визуально, без специальной методики, степень ее загрязненности определить невозможно.

Потому что процесс фильтрации в волокнистой синтетической шторе происходит иначе, чем в гофрированной бумажной.

Как уже говорилось, в прежней шторе действовал «эффект сита» – как на поверхности, так и в глубине. Пыль, чистила пыль, коэффициент пропуска уменьшался. Когда возможности фильтра исчерпывались, его заменяли. В крайнем случае о необходимости замены сигнализировал сам двигатель. Ему переставало хватать воздуха, падала мощность, резко ухудшалась тяга и экологические показатели, увеличивался расход топлива.

Понятно, что в современных условиях борьбы за чистоту всех и вся, такое положение недопустимо. Тут-то и появились фильтры со шторой из синтетического волокна. Здесь работали совсем другие способы фильтрации, основанные на разнообразных эффектах, отличающихся от принципа сита.

В фильтрующей среде, расстояние между волокнами больше загрязняющих частиц. И задерживать их надлежит другими способами: например инерционными, но на самом деле таких эффектов множество.

Например, эффект инерции. Воздух легкий, он легко огибает препятствие, а увлекаемое им загрязнение сталкивается с волокном и повисает на нем. В кулоновском эффекте, работают электростатические силы притяжения, в адгезионном – молекулярные и т.д.

Если все просуммировать, мы наблюдаем совсем другой процесс, чем в бумажных шторах. А именно, выглядит он как "облепление" волокон. К ним прилипают даже микроскопические частицы и если посмотреть эту картину под микроскопом, увидишь что-то вроде облепиховой ветви, густо покрытой ягодами.

Поскольку каждое волокно имеет реальную площадь поверхности, грязеёмкость фильтра получается огромной. При этом он задерживает до 99,7% попадаемых частиц. При этом, когда частицы облепляют волокна, никакого увеличения сопротивления фильтра не происходит. А если и происходит, то незначительно. Иными словами, фильтр продолжает работать. Нет снижения мощности, перерасхода топлива, соответственно и экологи довольны.

И вот волокнистые фильтры пришли в массовое производство и почти полностью заменили бумажные. Все довольны и счастливы. И тут выяснилось, что некоторые фильтры способны сбрасывать грязь! А именно, когда загрязняющих частиц на волокнах налипает слишком много, эти частицы могут внезапно улететь прямо в двигатель.

Что же должно произойти для такого сброса? Здесь мы снова обратимся к рекомендациям автопроизводителя. Фразу «проверить и при необходимости заменить» помните? И механик ее помнит. Вынимает фильтр. Осматривает – ну да, те самые листочки налипли. В остальном ничего страшного. Берет и как следует хлопаетт фильтр, чтобы стряхнуть листочки и пыль.

А дальше начинается самое интересное. Если у механика в руках был не совсем качественный фильтр - двигатель обречен. Обречен получить немалую порцию пыли, которую отсеивал фильтрующий элемент. Потому что вся накопленная в нем пыль, стряхнулась с волокон и путь у нее только один – в камеру сгорания.

И потом никто не поймет, почему здоровый и регулярно обслуживаемый мотор, вдруг начинает подавать признаки износа. А какие, собственно, претензии? Механик, либо вы сами, действовали строго по инструкции: проверили, необходимости замены не увидели, лишь пыль стряхнули.

Помните предыдущее видео про программируемое старение? Посмотрите его обязательно, там вы найдете ответ на вопрос, почему производителю нужно, чтобы срок службы автомобиля был равен сроку гарантии. И это, к сожалению, общий тренд.

Если раньше говорили о миллионных пробегах, и производители гордились такой репутацией своих автомобилей, то сейчас их устремления прямо противоположные: все должно развалиться на 101-й тысяче километров.. Или ровно через три года и один день.

Это объясняет появление таких инструкций, следуя которым, двигатель, подойдя к 100-тысячному рубежу, будет довольно сильно изношен. Не забываем и про супер современные маловязкие, энергосберегающие масла на кастрированных пакетах присадок, отсутствие необходимости прогрева и обкатки и так далее.

Таков идеальный автомобиль с точки зрения идеального современного производителя. В эту философию волокнистый воздушный фильтр укладывается прекрасно.

Что делает на ТО ОД? Выхлапывает фильтр, потом продувает его компрессором, чтобы наверняка сорвало с волокон то, что не отлетело от хлопков. И уверен на 100%, механик, который это делает, даже не знает о последствиях и никогда не думал об этом.

Посмотрите на график типового ТО современного автомобиля. На 15 тысячах проверка фильтра, потом на 30 тысячах и только на 45 тысячах заменить.

45 тысяч, как минимум пару раз, за этот пробег, фильтр получит пару пощечин. А у заботливого владельца и того больше. С таким же успехом можно написать, фильтр рассчитан на весь срок службы авто, при необходимости заменить.

И счастливые владельцы как и с маслом начнут всем показывать листик из мануала и кричать, что раз написано то инженеры все просчитали. Все верно, просчитали, как побыстрее отправить вас за новым автомобилем.

Что же делать? Если вы меняете авто каждые 2-3 года то ничего, просто кайфуйте. А тем кто хочет ездить дольше трех лет или 100 тыс. км., а нас таких подавляющее большинство, позволю себе дать несколько советов.

Исходя из принципа работы волокнистого фильтра, его нужно только менять и категорически запрещено вытряхивать, продувать и пылесосить, а тем более стирать. Как фильтр он сам по себе не плох, но у вас в голове должно быть понимание как он фильтрует и к чему может привести когда пыль сорвется с волокон от внешнего воздействия при условии некачественного изделия.

Я меняю воздушный фильтр вместе с маслом 2 раза в год. Это примерно 5-6 тысяч км. это конечно мало, но после лета пыли хватает. В любом случае я бы ограничил его пробег в 10 тысяч км или менял хотя бы раз в год после летнего сезона обязательно. Зимой пыли как правило поменьше.

Тем более, как вы уже поняли, оценить степень его загрязненности не представляется возможным, из за того что фильтруют они объемом, а не внешней шторой как бумажный.

И вся грязь находится внутри. От этого и темнеют они не так и сильно. Но если меня читают водители, которые еще успели поездить на авто с бумажным воздушным фильтром, который отсекал пыль оставляя ее снаружи, то они вспомнят сколько грязи просто высыпалось из фильтра после летнего сезона. Просто у современного фильтра, теперь она вся внутри. Вот такой визуальный обман.

Так же не рекомендую покупать дешевые воздушные фильтры. Только качественные. Многие их выбирают по принципу фильтр и фильтр, нет разницы какой ставить. И очень зря. Производители некачественных фильтров мало заморачиваются на тему удержания пыли внутри фильтра. И есть немалая доля вероятности, что где ни будь на кочках, порции пыли отправляются к вам в цилиндры.

Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск. Наш сайт: http://japanexport55.ru/

Группа в VK: https://vk.com/japanexport

YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Наш Telegram канал: https://t.me/projectx55

Вернуться к новостям
Товары к этой новости