Шипы или Липучка. Что лучше? История создания зимних шин
Осенью и в начале зимы продолжается вечный спор о том, какую резину выбрать: шипованную или фрикционную, которую в народе прозвали "липучкой". Кстати, а кто ни будь знает какая покрышка была изобретена первой - шипованная или не шипованная?
И почему в 1975 году шипы оказались вне закона? Оставив всю Европу без зимней резины? Кто в курсе?
Думаю ответы на эти 2 вопроса помогут вам в первую очередь понять, почему зимние шины выпускаются как с шипами так и без, и самое главное, сделать правильный выбор исходя из полученной информации.
Итак, что появилось раньше яйцо или курица, а в нашем случае зимняя шина с шипами или без них. Что интересно, почти везде указано что первая зимняя шина появилась в начале 60-х годов. И это была шипованная шина. Что логично. Но это было совсем не так.
Мало кто знает, но именно Финны изобрели первую зимнюю шину. В 30-е годы автомобилей на европейских дорогах становилось все больше, но сами дороги оставляли желать лучшего, особенно зимой. Для грузоперевозок, которые только-только начинают превращаться в серьезный бизнес, это стало огромной проблемой.
Перевозить товары нужно каждый день, независимо от погодных условий и времени года. Бизнес есть бизнес. Водить приходилось по узким засыпанных снегом дорогам, грузовики постоянно застревали, срывались сроки поставки, горели контракты и первым кто правильно улавливает жесткую потребность рынка - это финское предприятие, с названием которое просто невозможно выговорить Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö, но сейчас вы его знаете как Nokian Tyres. В 1934 году именно эта компания выводит на рынок грузовые шины специально для зимы.
Модель Kelirengas
Модель Kelirengas разительно отличалась от всех производимых тогда покрышек. Протектор получил сплошные поперечные блоки угловатой формы. Дороги чистили нерегулярно, и главная задача таких шин была в том, чтобы хорошо рыть глубокий снег. Поэтому первыми появились не шипованные зимние шины, причем для грузовиков.
Очень скоро такие же шины захотели себе и водители легковушек. Уже в 1936 году на рынок выходит первая LUMI Hakkapeliitta, на тот момент еще не шипованная. Шипы изобретут гораздо позднее.
LUMI Hakkapeliitta
А именно в 1961 году когда на снежных и ледовых спецучастках ралли Монте-Карло случается сенсация: впервые решающим фактором в гонках оказываются шины. Безоговорочными лидерами становятся гонщики, использующие шипованные покрышки. А называлась эта модель Kometa-Hakkapeliitta от фирмы Nokian.
Kometa-Hakkapeliitta от фирмы Nokian
Конечно, в отличии от современных высокотехнологичных шин, зимние шины той эпохи отличались от летних только наличием шипов. Именно шипы обеспечивали им повышенную проходимость на снегу и льду и более-менее сносные характеристики продольного и поперечного сопротивления уводу.
Нужно признать, что характеристики таких шин на сухом и мокром асфальте были неудовлетворительными. Высота шипов была на порядок выше, чем у современных конструкций, резиновые смеси были неоптимизированы под низкие температуры, ну а о компьютерном моделировании протектора, можно было только мечтать.
Тем не менее, никакое другое решение не работало на льду так, как шипы. Для стран с холодным климатом — таких как Финляндия, Россия, Канада — шипованная резина становится единственным и незаменимым вариантом для зимы. Поэтому, примеру финской компании последуют абсолютно все производители зимних шин.
В то же время, инженеры шинных компаний при проведении испытании и тестов выяснили, что шипы нужно делать меньше чем предыдущие. Это позволяет поднять характеристики покрышек до приемлимых показателей на мокром и сухом асфальте. Но при этом это решение снизило сцепление шины со льдом и укатанным снегом.
Чтобы вернуть цепкость шин на льду, Инженеры компаний постоянно внедряли новые технологии в создание идеальной шины. Со временем появились и специализированные зимние смеси для изготовления протектора, к началу 70-х годов производители определились с размерами шипов и необходимым содержанием сажи в резиновой смеси покрышек. И все было хорошо. И не было головной боли с выбором: Шипы или Липучка по той простой причине что фрикционных шин просто на просто не было.
Откуда же тогда возник этот спор про шипы и липучку и вообще как появились фрикционные шины? Все дело в том, что в начале 70-х годов в Европе стали активно проводить разные тесты и исследования автомобильной резины. И в 1975 году европейские власти неожиданно вводят ограничения на использование шипов. А точнее, шипованные шины были просто запрещены в нескольких странах Европы, а другой альтернативы шипованной резине, на тот момент не было. Ситуация для многих автовладельцев оказалась критической.
Официальная версия говорит нам о том, шипованные шины способствуют разрушению дорожного полотна, что ведет к дополнительным тратам на их ремонт.
Второстепенная версия — забота о здоровье граждан. Теоретически, пыль от асфальтобетона, попадая в легкие человека, может способствовать развитию тяжелых заболеваний. Первыми об этом заговорили японцы. И уже в 1990 году шипованные шины в Японии были запрещены. Именно поэтому все любители Б\У резины из Японии так любят липучку. Шипованной там просто нет.
Позже проблему с износом подтвердили шведские и норвежские ученые, Тем не менее ни в Швеции, ни в Норвегии, ни в других скандинавских странах шипы не попали под запрет. В США и Канаде, где забота о здоровье едва ли уступает японской или скандинавской, шипованные шины разрешены — притом что канадцы, в целом, подтвердили выводы японцев и шведов. Более того из 50 Европейских стран только в 18 шипы запрещены. Таким образом тезис, что зимние шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран — ложный.
Но есть и другое объяснение. В Германии с их скоростными автобанами, к проблеме аквапланирования отнеслись очень серьезно, так как их зимнее покрытие в основном состоит из мокрых участков асфальта, а так же мокрого снега. Их выводы показали, что канавки и борозды, которые оставляют шипы на асфальте выступают в роли «водосборников и приводят к удержанию в них воды и образованию в водяной пленки. Эти факторы приводят к увеличению риска аквапланирования не только зимой но и летом. А это очень опасно.
Проблема аквапланирования была весьма актуальна именно для «средне-европейской» зимы, когда зимнее покрытие состоит из участков сухого и мокрого асфальта, вперемешку с мокрым снегом. Для понимания средняя температура зимой в Германии плюс 3 градуса.
В то же время, скандинавские страны, где зима на порядок суровее, от шипов не отказались, а производители шин из этих стран продолжили исследования в этой области. Результатом явилась легендарная серия Nokian – Hakkapeliita, которая по праву завоевала признание множества автолюбителей как одна из самых лучших ошипованных шин.
Производители же из центральной Европы оказались в плачевной ситуации. Шипы были запрещены, а альтернативной технологии производства зимних шин не оказалось.
В гонке поиска компромиса между требованиями автолюбителей, которые хотели сохранить уверенное сцепление шины с дорогой и законодательными требованиями, компания Dunlop предложила неожиданное решение. Она предложила создать шину с «эффектом щетки», у которой в протектор вертикально вставлялась стальная проволока кусками. Одновременно велись работы по созданию шины с эффектом «липучки» или «присоски». Эффект присоски действовал по следующему принципу: в протекторе шины находились небольшие отверстия, которые создавали вакуумное разрежение, в результате чего сцепление на льду улучшалось.
Но все эти попытки не приносили нужного эффекта. Выход из ситуации нашелся только с началом создания новейших резиновых смесей с применением кремниевой кислоты или силики.
Идею создания покрышки с добавлением силики внедрили в компании Metzeler. Помимо своих качеств, силика имела синий цвет. После начала применения силики в составе резиновой смеси шины, диапазон зимних коэффициентов сцепления увеличился от 0,05 до 1,1 на сухом асфальте. И еще шины с силикой стали более устойчивыми к низким температурам.
Большой рывок в области разработки зимних шин сделала компания Michelin. В 1982 году «Мишлен» выпускает модель XM +S100 — первую в мире фрикционную зимнюю шину, ламелизированный протектор которой был рассечен глубокими прорезями, вместо используемых остальными производителями на тот момент жестких блоков.
Это техническое решение в паре с применение новой рецептуры резиновой смеси с силикой и новой технологией ламелей. Такое сочетание показало поразительные результаты позволило добиться нового уровня зацепа на засыпанных снегом дорогах. Сегодня все зимние шины имеют подобный протектор.
Именно так на рынок вышли принципиально новые зимние покрышки без шипов, которые в нашей стране получат прозвище «липучки». Это дало толчок для дальнейшего развития зимней резины без использования шипов, чтобы удовлетворить потребности Европейцев в странах которых шипы стали вне закона.
Современные шины продолжают эволюционировать. Давно придуманы разные формы шипа, якорная посадка, разработаны подушки под шип которые позволяют снизить износ дорожного полотна и повышают срок службы шипов. А в 2015 году объявили о шинах которые по нажатию кнопки в салоне можно превращать из липучек в шипованные и обратно. И это будет пожалуй идеальной покрышкой.
Любая компания, производящая шины, создает свои шины в борьбе с неизбежными компромиссами. Компромисс возникает между сопротивлением качению, комфортом и сцеплением шин. В каждой компании специалисты определяют оптимальный вариант компромисса исходя не в последнюю очередь из будующей цены. Инновационные покрышки стоят дороже эконом собратьев.
Теперь вы знаете ключевые моменты эволюции зимних шин. По какой причине появились фрикционные шины. И если вам интересно мое мнение то на вопрос что выбрать Шипы или липучка я отвечу так:
В первую очередь нужно помнить об условиях, в которых будет передвигаться автомобиль большую часть времени. Если речь идет о заснеженных загородных трассах, то лучше всего с этим справятся шипованные шины. Если же автомобилист планирует в основном ездить по крупному мегаполису преимущественно по мокрому асфальту и реагентам, где минимум льда, то здесь лучше обратить внимание на липучку. Липучка не боится снега, воды и других покрытий. Но мокрый и раскатанный лед это ее страшный сон.
Так же нужно помнить, что липучка выдает свои характеристики в первый и второй сезон. Потом идет заметное ухудшение ее свойств. На скользких покрытиях.
Шипованная резина в этом плане более универсальна. Она неплохо ведет себя на асфальте и вне конкуренции на расскатанных ледяных участках перед светофорами, в ледяных коллеях во дворах и парковках. Безусловна она шумнее, и для кого то это ключевой недостаток.
В любом случае необходимо помнить, что длинный тормозной путь шипованной шины на сухом асфальте — это уже миф. Современная зимняя резина, тормозит без каких-либо проблем на любом типе покрытия. Да на совсем старых моделях такой эффект был, но сейчас на современных моделях шипованной резины провала при торможении на сухом и мокром асфальте уже нет.
Поэтому рекомендую липучку использовать там, где большую часть времени мокрый снег и дороги посыпают реагентами, создавали ее для мягких европейских зим. Именно на таких покрытиях она показывает себя очень хорошо.
Собственно опытные водители и без моих советов разберуться на чем им ездить, если есть понимание плюсов и минусов того или иного типа резины проблем не будет. А вот новичкам рекомендую все таки сделать выбор в пользу шипованной резины.
И самое главное не забывайте изменить манеру вождения в зимний период: избегать резких перестроений, ускорений и торможений, увеличить дистанцию и тщательно продумывать каждый маневр заранее.