Профилактика системы вентиляции картерных газов Positive Crankcase Ventilation
Видео версия данного материала, для тех кто хочет посмотреть с картинками и видео рядом: https://dzen.ru/video/watch/63955b2a7dec2a6075a79ecf?share_to=link
Сегодня поговорим о системе вентиляции картерных газов, неисправности в которой, могут приводить к неприятным последствиям в виде повышенного расхода масла и потеющих сальников. Плюс бонусом еще целый букет взаимосвязанных неприятностей прилипает.
Согласен, бывают запущенные случаи: когда необходима замена поршневых колец и маслосъемных колпачков, или вовсе капремонт поршневой группы. Но нередко, проблема повышенного расхода масла начинается с неработающей системы вентиляции картера. Особенно на пожилых автомобилях.
Все мы прекрасно знаем, что двигатель работает вследствие сгорания топливо-воздушной смеси. К сожалению не все газы, образующиеся во время горения, покидают камеру сгорания через выпускные клапаны.
Каким бы современным и технологичным не был двигатель, в микро зазор между компрессионными кольцами и стенкой цилиндра всё равно прорывается небольшая часть газов, иначе поршень просто не смог бы ходить внутри цилиндра.
На исправном и прогретом двигателе эти зазоры минимальны. На холодном или изношенном, зазоры будут больше. Поэтому с годами, объем таких "сбежавших" газов во время работы двигателя постепенно увеличивается. Чем это грозит?
Во-первых, в этих газах, есть всё то, что не любит моторное масло. Не полностью сгоревший бензин, пары воды (которые всегда есть в воздухе), частички сажи – всё это впитывает и удерживает в себе моторное масло.
Пары бензина, попадая в картер, разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства. Как результат: масло ускоренно окисляется и стареет. Это плохо.
Но гораздо хуже это повышенное давление в картерном пространстве. И чем выше обороты и старше двигатель - тем выше давление картерных газов.
Последствия этого процесса не очень приятные. Газы под давлением, стараются найти выход по пути наименьшего сопротивления. Например, через масляный щуп, выталкивая его наружу или через сальники и прокладки.
Одним словом, газы нужно своевременно выводить. И для этого придумали систему вентиляции картерных газов. Которая иногда требует к себе внимания.
Зрители с большим стажем, наверняка помнят, что такое сапун, который часто выводили под днище отечественных автомобилей, через который в атмосферу выбрасывались картерные газы со всеми их прелестями в виде сажи, масла и прочей вонючей гадости.
Это была система вентиляции открытого типа. Хорошего в ней было мало и в результате появилась принудительная система вентиляции - PCV (positive crankcase ventilation).
Системы PCV отличаются по реализации. Они могут быть проще или сложнее, но так или иначе повышенное давление и газы, отводятся обратно в контур воздушного питания. Как правило, в гофру, как раз перед дроссельной заслонкой.
Мы рассмотрим самую распространённую систему - с одним клапаном PCV.
Во время работы на минимальных оборотах он имеет небольшую пропускную способность. По мере роста оборотов клапан начинает открываться сильнее. Это необходимо по двум причинам: во-первых, разрежение падает, а значит, нужно более интенсивно откачивать газы, а во-вторых, количество этих газов растёт.
У системы PCV есть ещё одна небольшая, но важная задача. После запуска холодного двигателя в дроссельную заслонку попадает тёплый воздух из системы вентиляции. Прогрев проходит немного быстрее. Правда, при условии, что система работает исправно.
Задача клапана вентиляции картера, именно изменять пропускную способность, а не выполнять функцию обратного клапана, как думают многие.
Существуют множество способов проверить, работает данный клапан или нет.
Один из самых простых – снять клапан и потрясти им. Если внутри ничего не бренчит, скорее всего он заклинил, и пружина с уплотнительной мембраной залипла.
Контрольная проверка – продуть клапан в обе стороны. Воздух должен проходить только в одном направлении. Если дуется в обе, или хоть немного но пропускает -клапан не исправен и подлежит замене.
Раз в год в качестве профилактики при замене масла, я прошу снять клапан и как следует промыть его очистителем карбюратора. Обычно это занимает 5-10 минут.
Если вы сняли клапан и он неисправен, рекомендую его сразу менять. Как правило в нем растягивается пружинка и он уже не будет работать как положено.
Помните, как и всё остальное, клапаны PCV подделывают. Следите за оригинальностью деталей.
Так же в картере присутствует масляный туман, и чтобы с потоком картерных газов не выносилось масло, его отделяют в маслоотделителе. Который как правило выполнен в виде лабиринта в крышке ГБЦ.
Поэтому не стоит забывать и о профилактике маслоотделителя, который тоже со временем покрывается отложениями.
Во время прохождения лабиринта, скорость движения падает, а капельки масла оседают на его стенках, откуда и стекают обратно в картер. Более-менее чистый воздух после этого поступает опять во впуск.
Со временем на стенках каналов маслоотделителя формируется слой нагара и грязи, который уже не позволяет нормально отводить жидкую составляющую обратно в поддон.
И вся эта "неразделенная" смесь, бодро летит прямиком во впуск, забрасывая маслом дроссель, и далее - впускной коллектор, клапаны и поршни. Получаем двойной эффект: и масло уходит, и двигатель постепенно загаживается изнутри этим же самым маслом...
Поэтому затягивать с ремонтом или профилактикой не стоит.
Помните, Неизбежные отложения со временем значительно снижают производительность маслоотделителя и сокращают ресурс управляющего клапана вентиляции или вынуждают его работать некорректно.
В результате во впускной воздушный тракт попадает гораздо больше жидкого масла; оно сгорает в цилиндре, оставляя после себя нагар на поршнях и клапанах.
Перед холодами, самое время провести профилактику системе вентиляции картерных газов, глядишь и расход масла меньше станет, и сальники лишний раз потеть не будут.