Почему современные двигатели жрут масло?
Совсем недавно стал свидетелем спора владельца нового Фольксвагена с владельцем старенькой Тойоты. Спорили они о том, почему современные моторы жрут масло. Такое бывает. У особенно у некоторых марок. Как правило премиальных.
Так вот хозяин VW давил на то, что расход масла это норма, хозяин старенькой Тойоты искренне его не понимал, его старушка пробежала далеко за 400 и масло почти не ест, по его мнению исправный мотор масло жрать не должен. А вы как считаете?
Этот вопрос является очень частым на просторах интернет форумов, а также часто звучит в автосервисах и технических центрах. Многих интересует, почему современные автомобили стали потреблять 1 литр моторного масла на 1000 километров, когда, например, большинство автомобилей 90-х годов выпуска фактически не расходуют масло?
Ответ от официального дилера звучит как дурацкая шутка: «расход масла до 1 литра на 1000 км — норма». То есть по вашему долить ведро масла за 10 000 км — это норма? Норма когда Абсолютно новый двигатель пожирает масло в 30 раз активнее древнего мотора заезженной рухляди?
Является ли это недоработкой автопроизводителей, заводским браком или же во всем виновата неправильная эксплуатация машины его владельцем. Давайте разбираться.
Теоретически любой исправный автомобиль не должен расходовать масло между ТО. Раньше допустимый предел "жора" масла составлял в среднем 0,2 грамм- максимум 0,5л/1000 км. в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Сегодня же автопроизводители подняли этот порог до уровня 1л/1000 км. стабильно. А кто то может увидеть цифры и 1.8 литра на 1000 км.
На самом деле причина здесь комплексная. В повышенном расходе масла виноваты, как и автопроизводители, так и владельцы автомобилей. И вот почему.
Начнем с автопроизводителей. Что произошло за последние 20 лет в автопромышленности? Необходимо соблюдать постоянно ужесточающие экологические нормы ЕВРО 4-5, а сейчас уже и 6, потом 7-8 и так далее. Которые требуют от современных авто более чистого выхлопа. Естественно самый эффективный метод, это уменьшить потребление топлива. Меньше топлива горит, меньше выбросов. Это логично.
В итоге, в погоне за экономичностью, конструкторы двигателей пытаются использовать всевозможные приемы, чтобы уменьшить трение между движущимися частями в двигателе, которое напрямую влияет на конечный расход топлива, а так же снизить насосные потери.
А Самое большое трение и соответственно потери создается между поршнями и цилиндрами двигателя.
И раньше, основной задачей инженеров было запечатать цилиндр так чтобы продукты сгорания топлива находились над поршнем, а масло под ним. Для этого в двигателях устанавливаются несколько поршневых колец которые очищают стенки цилиндра от масла во время хода поршня.
Но к сожалению использование нескольких колец которые крепко прижимаются к стенкам цилиндра и хорошо убирают масло со стенок цилиндров создают излишние много трения и потерь по современным меркам, что непозволительная роскошь в наше нелегкое время маркетинга и борьбы за экологию.
Что мы видим в современных двигателях. В погоне за экономией топлива конструкторы автомобильных моторов поднимают КПД двигателей, снимая с каждого литра рабочего объема все большую и большую мощность. Один из шагов к повышению КПД мотора — использование облегченных поршней.
Чем меньше боковая поверхность поршня — тем ниже потери на трение этого поршня о цилиндр, а чем легче поршень — тем меньше вредные инерционные силы. Обратная сторона повышения эффективности — рост удельных нагрузок: каждый квадратный миллиметр поверхности поршня теперь испытывает намного большее воздействие. Не способствует защите и якобы супер современное низковязкостное масло 0W-20 и растет опасность задиров поверхности. Впрочем про супер защитные масла 0w-20 мы готовим отдельное видео. Не пропустите.
Противостоять повышению удельных нагрузок можно использованием специальных покрытий, но недорогое массовое производство вносит свои коррективы и идет дешевым путем — оставляет на цилиндре весьма толстый слой масла с помощью соответствующей настройки маслосъемного кольца. Да, именно настройки.
Истинная задача «маслосъемного» кольца вовсе не в том, чтобы полностью снять все масло с цилиндра при ходе поршня вниз. Стандартное международное название «oil control ring» — «маслоконтролирующее» кольцо — намного более точно отражает его миссию: оставлять на цилиндре слой масла определенной толщины, иначе поршню придется туго. При малом слое характерном для старых малофорсированных моторов, масло при рабочем ходе практически не сгорает.
Но с ростом толщины слоя ситуация меняется: само масло работает как теплоизолятор, поэтому внутренняя, обращенная к пламени, поверхность масла перегревается и частично улетучивается.
Таким образом, в масляном вопросе имеем печальные зависимости: чем экономичнее должен быть разрабатываемый мотор — тем меньше и легче должны быть его поршни. Чем больше удельная нагрузка на каждый миллиметр поверхности поршня — тем толще должен быть слой масла для защиты поршня и тем больше смазки летит в трубу. Свой вклад в расход масла внесли и экологи.
Рекомендованный ими метод «завел и поехал без прогрева» заставляет инженеров делать поршни несколько меньше в диаметре. Сделано это для того, что после запуска прогрев поршня происходит намного быстрее прогрева цилиндра, поршень расширяется первым, и недостаток зазора может привести к подклиниванию и разрушению поршня или появлению задиров. А увеличение зазора приводит к усилению колебаний поршня, ухудшению условий работы «маслоконтролирующего» кольца, вызывает рост расхода масла.
Тонкие облегченные поршни, при нагрузке их может чуть перекашивать и маслосъемное кольцо уже не может убрать масло со стенки цилиндара, оно работает только тогда когда стоит ровно.
Рецепты снижения расхода масла «энергоэффективными» моторами есть, но доступны они преимущественно конструкторам: необходимо использовать сложную в изготовлении геометрию поршня, качественные материалы, специальные покрытия и т. д.
Все это стоит немалых денег, а массовое производство не любит повышать расходы даже на копейку. Неудивительно, что совсем не все автопроизводители стараются устранить «масложор», предпочитая отбрыкиваться дежурными фразами о нормальности поглощения мотором ведер масла.
И заложено все это к сожалению конструктивно. В погоне за экономичностью автомобильные компании позабыли о нас. Ведь мы не должны думать о своем стиле вождения пытаясь предотвратить повышенный расход масла.
К счастью "жор" масла в современных автомобилях пока еще не очень часто встречается. Большинство современных автомобилей по-прежнему не нуждаются в доливе масла, между плановыми заменами.
Причем как вы знаете интервалы плановых замен моторного масла за последние годы существенно выросли. Напомню, что еще совсем недавно плановая замена масла в большинстве автомобилей проводилась каждые 10 000 км. Сегодня же во многих современных автомобилях интервал плановой замены моторного масла увеличился до 15 000 км. И тоже далеко не из за того, что двигатели стали супер надежными. А масла супер живучими.
А современные масла. Опять же мнение чем современнее допуски тем оно круче. Ничего подобного. Из современных масел убрали серу которая неплохо справлялась с задирами, но была не экологична и по этой причине получила пинка под зад. Да и вообще посмотрите как в маслах с последними допусками режут противоизносный пакет присадок.
Поэтому кто хочет ездить долго или просто хочет чтобы мотор его автомобиля прожил как можно дольше пусть и в чужих руках, нужно выбирать масло и интервалы замены далеко не дилерские. И даже если вы заливаете самое крутое масло на пао и эстерах то вполне, возможно что некоторые двигатели в конструкцию которых заложен масложорный конструктив будут подъедать даже его. И это не масло плохое, такой двигатель.
Который собрали в угоду, чтобы вы не заморачивались, расходом, прогревом и всеми этими вещами не нужными. Ведь вы же купили новый крутой авто и не должны заморачиваться, верно?
И еще. Не давайте работать двигателям в натяг. Нагрузка идет именно на малых оборотах при движении на высокой передаче. Дайте мотору крутиться. Ему будет легче, давление масла выше. Не мучите его 5ой передачей на 50 км\ч. Да моторы эластичные тянут, но нагрузка на КШМ огромная.