Почему ломается АКПП? Как замена масла убивает ГидроБлок.

10 июня 2023

Сегодня поговорим о том, почему чернеет масло в АКПП, ведь в отличии от двигателя процессов горения в ней нет, почему иногда появляется запах горелого масла и почему замена масла может убить вашу АКПП?

Как правило, если коробка автомат находится в исправном состоянии, работает в оптимальных эксплуатационных и температурных режимах, в ней вовремя меняется жидкость то каких либо проблем она не доставляет очень долго. Не смотря на всю свою сложность это очень надежный агрегат.

Но современный ритм жизни и общее снижение технической грамотности, которое прививают нам общим посылом в целом не заморачиваться, как производители так и маркетологи, приводит к тому, что даже на относительно новых автомобилях, можно наблюдать ситуацию, когда АКПП начинает переключать передачи не так плавно как раньше.

А при определенных режимах движения, появляется специфический запах жженого масла. При этом масло в коробке чернеет. Бывалые тут же подскажут, мол у тебя масло подгорело.

Но как может гореть масло в коробке, когда процессов горения в ней нет? Запах «горелого», масло приобретает от сгорания фрикционной накладки. То есть, в автоматах «горит и воняет» вовсе не масло, а фрикционные накладки.

Современные накладки выдерживают работу при температуре 120-130º. В то время как традиционные фрикционные накладки (на целлюлозной основе) начинают обугливаться раньше. Обусловлено это разным конструктивом АКПП. Современные и сложные коробки в попытках поднять их КПД как правило более горячие.

Кстати, даже кратковременный нагрев до 300º, во время касания фрикционом соседней стали, может быть для него безопасен. Это как на мгновение коснуться мокрым пальцем горячего утюга. Масло успевает охладить поверхности.

Средняя температура фрикциона в исправном авто держится в диапазоне 80-120°С - это рабочая температура масла.

Что важно! При рабочей температуре не превышающей 90º все современные фрикционы практически вечны. Надеюсь вы зафиксировали этот момент, что следить нужно не только за температурой и качеством масла в двигателе но и АКПП.

Но от чего тогда перегреваются фрикционы? От недостатка давления масла, фрикционы сцеплений недостаточно сильно сжимаются гидравликой между собой, происходит их проскальзывание и от этого трения фрикционы начинают греться.

Также как ожог пальца случается при длительном касании утюга, так и обугливание бумаги фрикциона начинается при воздействии температуры выше +130º - это предельная температура.

Если температура фрикциона продолжает расти то целлюлоза перестает впитывать масло и охлаждения поверхности маслом уже не происходит. Клеевой слой превращается в хрупкую смолу и накладка уже не держится на металле диска.

Куски обгорелой накладки начинают крошиться, отслаиваются и улетают с потоком масла в свободное плавание.

А нагрев поверхностей трения достигает "температуры вспышки" масла, что приводит уже и к необратимым изменениям в структуре самого масла.

Далее клей и бумажная пыль с фрикционных дисков превращает масло в густую абразивную взвесь с мелкими и крупными частицами, которая как тромбы забивают каналы и плунжеры гидроблока, что ведет к недостатку масла и некорректному работы узла в целом.

Как пескоструй этот горячий поток под большим давлением насоса вышлифовывает все узкие места алюминия гидроплиты, истончая стенки в местах, где клапана открывают-закрывают каналы. Образуются многочисленные фонтанчики протечек. Гидроблок после такого износа практически не восстанавливается и подлежит замене.

Запах горелого масла – это важнейший симптом перегрева фрикционов и масла которое при перегреве теряет свои свойства.

Обугливание фрикционов приводит к такому же эффекту, как проявляет себя съеденное сцепление на "механике" - машина вроде тянет, но при повышении оборотов двигателя скорость машины не увеличивается. Сначала это незаметно, потом малозаметно, а потом становиться все сильнее.

И вся эта история очень быстро приближается, если эксплуатировать АКПП с горелым маслом или недостаточным его давлением. Кстати Замена масла после его перегрева обязательна, но никто этого не делает.

Причины перегрева как фрикционов так и масла в целом просты и банальны и каждый из вас может с ними столкнуться:

- загрязнен основной радиатор охлаждения двигателя и радиатор АКПП; Со временем они забиваются пухом, грязью, насекомыми. Поэтому ВАЖНО! Чистить либо промывать их. Этого же вообще никто, никогда не делает.

Во многих моделях, контур охлаждения АКПП встроен в радиатор двигателя. С учетом того, что в основном теплообменнике антифриз может нагреваться до 100℃, то радиатор автомата не сможет охладить ATF до требуемой рабочей температуры. А если он грязный то и подавно. Вы уже вспомнили когда последний раз чистили радиаторы и меняли ОЖ и жидкость в АКПП? Скоро лето самое время вспомнить.

Чистить теплообменники снаружи рекомендуется не реже 1 раза в год. Обычно сначала грязь убирают щетками, потом смывают водой, главное не повредить соты высоким давлением.

Далее. Перегрев АКПП свыше 100℃ наблюдается при:

- Буксировке автомобиля или прицепа. Это серьезная нагрузка на коробку в следствие чего при определенных условиях, также может идти перегрев и износ.

Ну и конечно же пробуксовка. Застряли в грязи, песке или снегу. Если вы буксуете, особенно на одном месте когда радиаторы не обдуваются, обороты высокие, идет капитальный разогрев АКПП. Причем очень быстрый.

Поэтому, если вы таскаете прицеп или часто буксуете на автомобиле с АКПП, неважно дрифт, оффроуд или просто такие дорожные условия или вы любите погонять, то вам сам бог велел увеличить контур охлаждения. Установка дополнительного радиатора АКПП поможет избежать повышения рабочей температуры, и продлить жизнь автомату.

Не лишним будет установить датчик температуры масла в АКПП либо его можно отслеживать через блютус адаптер на телефоне. Температура 100-110 градусов? Коробке нужно остыть.

Если вы подолгу стоите в пробках особенно летом то вам тоже крайне полезно будет знать температуру масла в АКПП.

И не забывайте не только вовремя менять жидкость но и выбирать качественный продукт на синтетической основе который будет более термостабилен в сложных условиях.

Если ваш автомобиль «живет в городе», то есть, эксплуатируется в городских условиях и пробках, тогда о замене масла в АКПП стоит задумываться через каждые 30 - 40 тысяч километров пробега. Эта цифра обусловлена более высокой температурой коробки и частыми переключениями передач в пробках.

А вот если вы ездите преимущественно по трассе, тогда коробке приходится проще, идет постоянный обдув воздухом и замены масла она требует каждые 60 тысяч километров.

Но для многих это не приемлемо, в книжке же написано, масло на весь срок службы автомобиля! Да свои 150 000 км коробка отходит. Но в ней уже будут запущены необратимые процессы разрушения.

За этот пробег масло насытится шлаками и металлической стружкой, потеряет свои свойства, и узел перестанетработать в нормальном режиме.

Почему бывает так, что после замены масла Автомат практически сразу выходит из строя?

Изношенное и горелое масло это уже не столько жидкость, сколько густая взвесь фрикционной пыли и продуктов распада масла. Именно благодаря этой густой фрикционной суспензии остатки лысых изношеных либо поджаренных фрикционов как-то цепляются друг за друга и тянут автомобиль. Как только вы или новый владелец такого авто, заменит густую жижу чистым текучим маслом, так (фрикционы) перестанут цепляться за стальные диски и начнут проскальзывать.

Кроме того - новое жидкое масло легче уходит сквозь щели стертых втулок и дубовых резинок поршней, которые до этого еще как-то держали давление старой густой жижи.

И, наконец, самое неприятное:

Жидкое масло своими моющими свойствами отслаивает оставшиеся "полуживые" фрикционные накладки , которые еще как-то держались на фрикционах, вымывает еще не слежавшуюся грязь из многочисленных тихих уголков (радиатора или теплообменника) и гонит всю эту взвесь в каналы гидроблока и наглухо забивает соленоиды и плунжера клапанов.

Отсюда и идут слухи: заменил масло - убил коробку. Или залил не оригинал коробка сломалась. А на самом деле все было гораздо проще и печальнее. Предыдущий владелец забил на масло его перегрев, а разгребать теперь это не ему.

Выбор за вами друзья. А мы поможем подобрать лучшие рецептуры моторных и трансмиссионных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.

Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.

Группа в VK: https://vk.com/japanexport

Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport

YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Наш сайт: http://japanexport55.ru/

Вернуться к новостям
Товары к этой новости