Новая ЭРА базовых масел. Часть 1. Технология GTL.

29 февраля 2024

Парни, все ДЖИТИЭЛОВСИЙ привет, вы на канале для взрослых и адекватных людей!

Соскучились по роликам про мировые заговоры, транснациональные корпорации и усредненные продукты с максимальной маржинальностью и раздутым маркетингом? Тогда устраивайтесь по удобнее, сегодня как раз речь пойдет об этом.

Вы давно хотели узнать ИМЕННО мое мнение о том, что из себя представляют масла, изготовленные по технологии GTL. Тем более, что я как обычный автолюбитель, использовал в своей машине такое масло, и довольно долго собирал о нем информацию.

Это будет исключительно моя точка зрения, возможно, она ошибочная, а бренды, на примере которых мы будем разбирать технологию GTL Shell и Mobil.

Рассказывать ну прям совсем детальную историю, о том, как появилась данная технология я не буду. Информации в интернете предостаточно. Мы с Вами рассмотрим историю о технологии и базовых маслах GTL, с обратной стороны реклaмного буклета. С полным разбором, насколько это возможно, все как вы любите. И сегодня, первая из 4 частей.

Технология GTL

Технология GTL, Gas-to-liquids — то есть из газа в жидкость, известна миру уже как 100 лет, это процесс превращения природного газа в парафиновую синтетическую “сырую” нефть. Эта воскообразная синтетическая сырая нефть затем может быть переработана далее, используя более традиционную технологию переработки, например, в дизельное топливо, нафту и другие востребованные жидкие нефтепродукты, например, базовые масла.

В 20 веке технологию GTL стала развивать мало кому известная южноафриканская корпорация SASOL. И развивать эту технологию они начали далеко не просто так.

ЮАР в 20 веке попала под санкционного мировое давление из-за апартеида – это политика расовой дискриминации. Поэтому ЮАР был ограничен в поставке углеводородов, а корпорация SASOL благодаря возрождению технологии GTL смогла спасти в прошлом веке данную банановую республику.

Прошло много лет и благодаря нефтяному кризису 1970 года, когда нефтяные цены устремились вверх, многие транснациональные компании вспомнили про GTL.

Mobil, Shell, Шеврон и еще с десяток мало кому известных корпораций активно ринулись изучать данную технологию. Но зачем?

В ситуации, когда натуральный газ стоит меньше, чем сырая нефть (за эквивалент барреля), теоретически, GTL может иметь экономические преимущества при получении легких нефтепродуктов. В кризис очень знаете ли актуально.

Но несмотря на всю привлекательность технологии GTL, у нее существует несколько ключевых проблем:

- высокая техническая сложность переработки и огромные затрачиваемые на это энергоресурсы ( такие как электричество, охлаждение и другие).

- соответственно очень высокие капитальные затраты на строительство комплексов по переработке, которая лишь частично решается эффектом масштабирования и большим количеством наработок.

- постоянная неблагоприятная ценовая конъюнктура и некоторые операционные проблемы.

- Также требуется непрерывные разработки для уменьшения технологических рисков и снижения стоимости технологии. А это опять же большие затраты.

Поэтому после того, когда нефть в очередной раз подешевела, GTL технология снова стало мало кому интересна, в виду ее дороговизны с точки зрения капитальных вложений и стоимости изготовления одного килограмма продукта. И эта ситуация, кстати, до сих пор не решена.

Единственный, кто продолжал упорно работать над совершенствованием данной технологии был Shell.

Кто смотрел наш ролик, про мировой заговор производителей, помнит, что именно Кастрол с подачи Shell с их GTL продуктом, благодаря рассмотрению иска в Национальном реклaмном комитете США в 1999 году против Mobil, позволил продавить технологию GTL в лице продукта Кастрол 10w-30 и закрепить за ним статус синтетического моторного масла.

И хотя после этого разбирательства синтетическими стали называть не только GTL масла, а в том числе и производимые на гидрокрекинговых основах тем не менее, это был первый успех Shell, по продвижению своей технологии в мир моторных масел как синтетической.

Но зачем Shell это было так нужно?

Потому что в конкурентной борьбе все пытаются найти свою фишку, которая выгодно будет отличать Вас от конкурентов. В мире существует огромное количество примеров, когда вкладываются миллиарды долларов в какую-то технологию, а она не выстреливает.

Наглядный пример - всем известный американский истребитель 5 поколения F-35. Всем уже давно понятна патовая ситуация по этому проекту, но в него все-равно продолжают вкладывать миллиарды, т.к. другой разработки просто нет. Как у нас говорят: чемодан без ручки - и нести тяжело, и выбросить жалко.

Вот и у Shell произошло тоже самое. Рассмотрев почти 50 лет назад технологию GTL и то, чего добилась южноафриканская SASOL, Shell подумал, что с его научным потенциалом и финансами, он сможет довести данную технологию до ума.

Но все оказалось совсем не просто. При использовании технологии GTL нужно изначально очень серьезно вложиться, да еще и с массой всевозможных экологических ограничений, на выходе получается совсем не то количество продукции, которое бы позволяло отбить инвестиции, да и банально не уйти в убыток.

В экономических расчетах середины 2000-х годов, безубыточность производства GTL заявлялась при ценах на нефть только от 60$. А в наше время за счет инфляции за все прошедшие годы, и применения иных финансовых маркеров, конкурировать технология GTL, которая используется на новейшем мега заводе Shell в Катаре, может только при еще более значительно высоких ценах на нефть.

Осознав этот момент в начале 90-х годов Shell, имеющий экспериментальный завод в Малайзии, решил идти во банк. Получив благодаря Кастрол более-менее конкурентный продукт с надписью полная синтетика, Shell продолжил дорабатывать и продвигать убыточную на тот момент технологию.

Почему убыточную? Потому, что тот же Mobil, Шеврон, BP / Amoco, Conoco, Rentech и Syntroleum, желавшие инвестировать в свои новые заводы, работающие на технологии GTL в Африке и в Северной Америке, в конце 2000 г, когда еще нефть стола свыше 100$, проявили дальновидность и стратегическое планирование.

Оценив всю проблематику и финансовые риски отказались от этой идеи, сосредоточившись на выпуске небольших по мировым меркам объемам синтетического топлива и иных производных продуктов по GTL технологии, но не базовых масел.

И этому есть яркие подтверждающие цифры: Shell и SASOL вместе производят сейчас 267 000 баррелей в сутки, а озвученные планы в 2000х годах, всех компаний, решивших вложиться в данную технологию были на уровне производства 1 млн баррелей в сутки. Именно этот объем мог хоть как-то претендовать на революцию на рынке ГСМ.

Но этого не произошло. И что самое интересное, SASOL, пионер в области GTL, в 2019 году официально заявила, что в обозримом будущем больше не будет реализовывать новые проекты по технологии GTL.

А Shell в 2003 году анонсировал построить аж 4 завода к 2010 году по всеми миру, такого же мега уровня как в Катаре, и где они?

Но Shell упорно шел своей дорогой. Если не брать во внимание все маркетинговые брошюрки, то технология, которая используется Shell сейчас, в целом проста.

Берется попутный газ, очищается от серо- и азотсодержащих соединений, прогоняется через установку Фишера-Тропша, получают воск, т.е. вязкие жидкие парафинистые углеводороды, а дальше через процесс гидрокрекинга и изомеризации получают углеводородное сырье из которого получают и в том числе базовое масло.

А что самое интересное в этой технологии, так это факт того, что с точки зрения конструкции реактора установки гидрокрекинга и GTL нефтеперерабатывающего завода схожи.

Т.е. перед нами типичный гидрокрекинг группы 3+, только с немного улучшенными характеристиками из-за основы перерабатываемого сырья в котором изначально меньше примесей. Разница лишь в том, что для производства гидрокрекинга берется сырье из нефти, а для GTL из попутного газа.

Именно поэтому стоимость тонны базового масла GTL на уровне гидрокрекинга. В 2019 году цена была 780 $ против 750$.

Все оказалось просто, а нам рассказывают про то, что технологии не стоят на месте и что GTL достигла не только характеристик базовых масел PAO, но и существенно снизила себестоимость производства масел из газа.

Напомню, что тонна PAO в 2019 году стоила 2500$, а GTL 780$. На мой взгляд идет целенаправленная подмена технологий. Мол смотрите, GTL, как и PAO, тоже из газа. Но это не так.

В технологии GTL Попутный газ, как и сырую нефть, изначально переводят в твёрдую субстанцию, а именно в воск, после чего этот воск за счет каталитических нейтрализаторов переводят в жидкие углеводороды, где выстраивают молекулы в нужную длину с более длинной цепью, но разных размеров, т.к. изменить размер изначальной молекулы GTL технология не может.

Именно поэтому на ИК-спектрах ПИК на волне 722 показывается одинаковым как у гидрокрекинга, так и у масел на GTL, что лишний раз является ярким подтверждением идентичности молекулярного состава. PAO имеет совершенно иную и существенно более дорогую технологию изготовления, о чем мы поговорим в отдельном видео.

И хотя дочерняя структура Shell - INFINEUM – мировой производитель пакетов присадок, яростно продвигает в своих презентациях понятие, что GTL – как и PAO это технология синтеза и она не имеет ничего общего с гидрокрекингом, на мой взгляд, это мнение заинтересованной и аффилированной Shell компании.

Потому что, Мало того, что INFINEUM на паритетных правах принадлежит Mobil и Shell, так еще и все разрабатываемые рецептуры для всей новейшей линейки Shell, в т.ч. проходившие стендовые и ходовые испытания для получения официальных допусков автопроизводителей, проводила именно компания Infineum и ее исследовательский центр Southwest Research Center.

В результате, к концу 2000-х годов Shell принимает стратегическое решение о строительстве мега завода в Катаре, где по его логике за счет огромных объемом производства, в первую очередь дизельного топлива и керосина, он сможет выйти на безубыточность проекта. Здесь нужно понимать, что основная прибыль у любого НПЗ – это продажа именно топлива, а не базовых масел.

Ну а дальше вы знаете. С 2014 года Shell запускает моторные масла на GTL основе.

В технологии GTL мы разобрались. Ничего революционного, на мой взгляд, в ней нет. Теперь рассмотрим базовые масла, которые якобы положили на лопатки не только минеральные масла, но и само PAO.

Раньше, когда мне нужно было разобраться в том или ином базовом масле, я шел на сайт производителя и без проблем находил нужную мне техническую информацию. Тоже самое я сделал и в этот раз, зайдя на сайт Shell. И каково же было мое удивление, когда я не нашел никакой технической информации про базовые масла на GTL основе.

И Дальше начинается все самое интересное…

Наш Telegram канал: https://t.me/projectx55

Выбор за вами друзья. Мы поможем подобрать лучшие лучшие рецептуры моторных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.

https://extreme-oil55.ru/

Наш магазин на OZON: https://www.ozon.ru/seller/projectx-887600/avtotovary-8500/?miniapp=seller_887600

Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.

Группа в VK: https://vk.com/japanexport

Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport

YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Наш сайт: http://japanexport55.ru/

Вернуться к новостям
Товары к этой новости