Мучает масложор и задиры? Скрытый перегрев двигателя. Что это и как бороться?
Сегодня я хотел бы поговорить об одном маленьком нюансе, который может привести к большим проблемам. Знаете как бывает, мотор работал работал и внезапно умер. Как правило когда мотор отправляется в мир иной его либо меняют на контрактный без понимания проблемы почему так произошло, либо отдают на капиталку, где тоже сухо скажут - масло плохое или масляное голодание и все. А кому это надо разбираться подробнее когда авто нужен побыстрее.
Причин на самом деле может быть много но сегодня я вам хочу рассказать про одну, и пожалуй самую коварную.
А коварство заключается в том, что перегрев двигателя – это пожалуй самый гарантированный способ отправить мотор на тот свет. Но почему то перегрев связывают исключительно с системой охлаждения, а про перегрев масла как то забывают. И очень зря.
И да, еще многие ошибочно думают, что температура масла в двигателе равна температуре охлаждающей жидкости и в процессе его работы температура масла не меняется. И это очень опасное заблуждение.
Для понимания, нормальной температурой антифриза считается диапазон в пределах 80-120 градусов. При этом практика показывает, что температуры свыше 100 градусов уже нежелательны в любом случае: растет риск детонации, теряют эластичность резиновые и пластиковые детали, возникает высокая нагрузка на датчики и электронные блоки управления.
Самое интересное, что производители авто, пытаясь выжать последние крохи КПД, все больше поднимают рабочую температуру двигателя. Про немцев я молчу у них это практикуется давно, но и японцы с корейцами пошли туда же.
Но единичный нагрев мотора даже до 130 градусов не вызовет каких либо серьёзных последствий, разве что резина и пластик вам спасибо не скажут. Гораздо хуже, когда температура антифриза переваливает за 130 градусов. Температура головки блока в таких случаях может перевалить за 250 градусов, поршневая нагревается еще сильнее, а антифриз и масло могут просто закипеть.
После таких «жарких приключений» все пластиковые и резиновые детали дубеют либо выходят из строя навсегда. Но бог с ним с пластиком и резиной. Из за термического расширения, рабочие пары металлов получают необратимые повреждения – прихваты и задиры, даже металл может менять свои свойства.
В общем после серьезного перегрева двигатель уже не жилец. Часто ведет не только головку блока цилиндров, но и сам блок из за большой разницы температур. Он получает микротрещины и его проще сдать в металлолом чем отремонтировать.
Поэтому главное правило - следить за системой охлаждения современного авто. Плотная компоновка, забитый радиатор, и старая ОЖ. Все это в совокупности очень быстро расскажет вам про цены на ремонт современных моторов. Поэтому как минимум почистите радиатор, если последние 2-3 года этого не делали.
Но это только одна сторона медали. Есть и другая. Думаете перегрев возможен только охлаждающей жидкости? Как бы не так. И тут мы возвращаемся к вопросу, что температура масла и охлаждающей жидкости могут ой как сильно отличаться и можно получить перегрев масла, даже не узнав об этом. Потому что указатель ОЖ, даже если он у вас есть, будет мирно показывать вполне рабочие температуры даже при перегреве масла. Как же так спросите вы?
Для этого я вам расскажу 2 истории. Которые по отдельности вроде как не имеют ничего общего на первый взгляд.
История первая. Которую мне рассказал мой друг после поездки на Алтай. Ехал он на Ауди А4 1.8 турбо мотор. Дорога туда хорошая, машина позволяет ехать быстро. Скорость 150-160 обгоны, температура воздуха 32 градуса. Через 2 часа езды в таком режиме БК сигнализирует о перегреве масла! Вот это поворот!
Благо ауди имеет такую функцию. Не перегрев двигателя, не антифриза, а именно масла. Благо водитель опытный, не стал глушить мотор, снизил скорость до 70 км/ч и через пару минут масло стало остывать
При таком режиме за 1300 км лампа перегрева масла загоралась 2 раза! Но благо все закончилось хорошо. Скорость снижалась, и масло быстро остывало. При этом указатель температуры ОЖ спокойно себе стоял на своем обычном месте в рабочем диапазоне. Это к вопросу о одинаковой температуре масла и ОЖ.
После масло сразу заменили. Пробег у авто 65000 км.
Вот вам и легкое движение по трассе. Если масло перегрето (температура свыше 125 градусов) - это первый признак к его немедленной замене. Перегретое масло начинает спекаться, может закупорить маслосъемные кольца и банально перестает качественно выполнять свои прямые функции по обеспечению смазки и отвода тепла.
А там недалеко и до клина мотора. И это было в движении когда работал насос, помпа, обдув, а что будет если бы водитель испугался и сразу заглушил мотор? Или не зная, что масло достигло критической температуры продолжил движение. Что бывает в таких случаях сейчас узнаем из второй истории.
Нам написал подписчик и спросил что делать. Купить контракт или капиталить мотор. Авто 6 летний KIA Sportage. Ехал по трассе? тоже с высокой скоростью, так же жарило солнышко и на очередном обгоне владелец услышал стук из мотора. Никаких контрольных ламп при этом не загоралось. Видимо не предусмотрено. Куча кнопочек и подогревов как мы любим есть, а таких нужных вещей нет. Авто сразу заглушили и на эвакуаторе увезли на диагностику.
Причина мне не известна, потому что владелец купил контрактный мотор, а старый разбирать не стал. Но рискну предположить, что масло перестало выполнять свои функции в связи с перегревом, только владелец не знал об этом и соответственно продолжал поездку, уж очень условия похожи на первый случай.
Возможно, это просто косячные корейские моторы, но ввиду отсутствия какой либо индикации о состоянии температуры и давления масла мы этого не узнаем. Кому интересно масло было залито 0w-20 оригинальное. Пробег авто 112 тысяч.
Более того недавно стал свидетелем интересной ситуации. Я как то раньше даже не обращал на это внимание. Вы наверное наблюдали, что сейчас на парковках у крупных торговых комплексов собирается молодёжь ставит тачки в круг и сидят курят кальян и пьют соки воды. И таких компаний довольно много.
Иногда кто то дрифтит перед девочками или жжет резину. Выглядит эффектно. Мотор рычит, дым на всю парковку, авто пару минут бьётся в отсечку, водитель пытается в стиле Аркаши эффектно раздать боком, делает последний круг и тут же глушит мотор спеша присоединится к общей тусовке.
У нас аудитория более взрослая. Уверен, многим знакома ситуация, когда на дороге можно увидеть водителей, которые мечутся сквозь поток, стремительно разгоняются, обгоняют несколько автомобилей, а затем в конце этого слалома резко тормозят и ныряют на паркинг у магазина или офиса, и тут же выскакивают по неотложным делам.
Ну и что спросите вы. Типичный ритм мегаполиса. Молодёжь отдыхает, мы вечно куда то спешим. Не поспоришь, но есть один интересный момент. А что же будет с маслом если сразу заглушить мотор после нагрузки. Задумывались над этим? И казалось бы, если производитель ничего не пишет про это в инструкции то и заморачиваться не стоит, но мы люди взрослые давайте порассуждаем.
Данный вопрос порожден двумя проблемами.
Первая — так называемый термический удар. Даже у простейших, по сегодняшним меркам, моторов было заметно, что после выключения зажигания их температура подскакивала. Это понятно: циркуляция охлаждающей жидкости и масла прекращается, а потому наиболее раскаленные части мотора начинают делиться теплом с менее нагретыми соседями. Поэтому, если остановить горячий мотор, а секунд через 30 пустить его снова, обычно сразу включается электровентилятор системы охлаждения.
Именно поэтому во многих современных машинах электровентилятор может работать и после остановки мотора. Ту же цель преследуют и электрические насосы в системе охлаждения современных авто, продолжающие гонять охлаждающую жидкость.
Это предотвращает возможные неприятности — коробление головки и прочих нежных организмов. Но во первых: такие системы установлены далеко не во всех автомобилях. А есть авто где вентилятор тоже включается на заглушенном автомобиле, но толку от него особо и нет, потому что помпа не вращается ибо она бывает до сих пор механическая.
Во вторых. Многие производители оснащают свои силовые агрегаты турбонаддувом или системами непосредственного впрыска, которые требуют очень бережного отношения: масло насос останавливается вместе с двигателем и циркуляция масла замирает на раскаленных деталях. И если перед остановкой двигателя была нагрузка, то вот тут то и возможен локальный перегрев и запекание масла.
И что происходит когда глушат авто сразу после пару кругов дрифта вокруг компании в отсечке или банально после динамичной езды покрутив мотор в 4-5 тысяч и заскочив на парковку офиса?
Остановившееся масло, пусть даже крутое и синтетическое, может испытать локальный перегрев и банально пригореть. Изменяется его структура, а вместе с ней способность правильно смазывать детали двигателя. Отсюда и кокс и нагар и отложения. И начало масложора. Потом удивляемся вроде и масло лил хорошее и менял вовремя, а откуда проблемы?
Так же остановившаяся помпа перестает гонять охлаждающую жидкость, которая тоже локально вскипает и выделяет пузырьки газа в местах максимального перегрева. А эти пузырьки совсем перестают охлаждать эти участки.
Недаром есть такое правило если мотор закипел нельзя глушить его сразу, это с очень большой долей вероятности приведет не только к спеканию масла его обязательной замены но и часто вызывает деформацию головки блока.
Кроме того, почему то большинство забывает, что автоматическая коробка передач тоже перегревается, когда ей приходится работать на повышенных оборотах или под нагрузкой. И в ней тоже есть масляный насос, поддерживающий правильное давление в системе и отвечающий за бесперебойную работу механики. А так же вместе с ним остановятся и циркуляция охлаждающей жидкости в коробке передач.
Так же нужно помнить, что после остановки, радиаторы авто не обдуваются воздухом и тепловую энергию им отдать просто некуда. Недаром спортивные и гоночные машины нельзя глушить сразу. Практически все гонщики проходят не только прогревочный но и после выполнения заездов проходят еще и охлаждающий круг, чтобы дать механике снизить температуру и отдохнуть. Насосы прокачивают масло и снимают перегревы — так же, как и охлаждающая жидкость за счет циркуляции не вскипает и отводит излишки тепла от силового агрегата и трансмиссии в радиатор.
Я понимаю, что 99% из нас ездит на гражданских авто, но суть от этого в корне не меняется. И я к чему все это решил рассказать. Перегрев масла может случится не только в движении по трассе в жару или под нагрузкой. В силу конструктивных особенностей производители перестали выводить на приборку показания датчиков давления и температуры масла, иначе много вопросов начинает возникать, а люди сейчас не любят заморачиваться. Более того сейчас и указатели ОЖ даже лампочками тупо заменили, хотя когда масло греется ничего вам указатель ОЖ и не подскажет.
Если езда была спокойная, то глушите себе двигатель и ни о чем плохом не думайте. А вот если была нагрузка не важно высокая скорость, обороты, оффроуд или заезды боком на парковке или просто буксовали длительное время зимой, тогда перед остановкой имеет смысл постоять хотя бы пару минут, давая не только двигателю но и коробке прийти в себя.
Наверное кто то скажет у меня нет времени на эту чепуху. Не вопрос, это была просто информация к размышлению.
Лучший метод это бдительность и контроль за давлением и температурой масла. Но и тут проблема, кто из вас пойдет сейчас заказывать датчики температуры масла? Вот то то и оно.
Только лучшие рецептуры моторных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.
Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.
Группа в VK: https://vk.com/japanexport
Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport
YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw
Наш сайт: http://japanexport55.ru/