Моторное масло - как часто менять? Советы Японцев.
Сразу хочу сказать, эта информация в первую очередь для тех, кто планирует ездить на своих авто не пару лет пока он на гарантии, а для тех кто любит свои авто, и не относится к нему по свински с лозунгом: мне на нем всю жизнь не ездить, через пару лет, куплю новую.
Поэтому если у вас именно такая позиция не тратьте свое время, если же нет, то устраивайтесь поудобнее, думаю эта информация вам будет интересна, потому что сегодня мы поговорим о культуре технического обслуживания, а именно о том, как выбрать грамотный интервал замены моторного масла. Ну и посмотрим как это делают у нас, и в Японии.
Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/5f4f7732ba802439362697e5
Как вы знаете, своевременная замена моторного масла – важнейшая составляющая долгой и без проблемной эксплуатации авто. Однако многие легкомысленно пренебрегают этим, говоря словами персонажа известного советского мультфильма: «И так сойдет!», и ездят до тех пор, пока масло не превратится в мазут. Но это большая ошибка, ведь такая практика – прямая дорога к поломке и последующему ремонту двигателя.
Конечно, это происходит не сразу, со временем. По мере увеличения пробега происходит постепенное окисление масла, выгорание присадок и скопление загрязнений. Все это приводит к тому, что оно становится просто не в состоянии действенно выполнять все функции.
Если взять сервисную книжку любой новой иномарки и открыть главу «Периодичность ТО», мы увидим интервал в 15 000 км. или 1 год.
Стоит отметить, что данная величина выбрана для идеальных условий воздействия нагрузок:
1. Чистый мотор.
2. Средние обороты.
3. Работа без перегрева.
4. Отсутствие прогрева и пробок короче тепличные условия.
Такой интервал достигается при средней скорости движения не менее 50 км/ч, что обеспечивается только при езде по загородным трассам на длинные расстояния. Но, очень важно понимать, что это всего лишь маркетинговая цифра.
Ну и казалось бы, что тут думать все же написано. Но не все так просто и есть как минимум 2 НО:
1. Первое. Сегодня ни один производитель не заинтересован в продолжительном сроке эксплуатации своей продукции. Чем чаще машина выходит из строя, тем быстрее ее владелец купит новую.
Это суровый закон современного рынка, и конечно он закладывается в техническое руководство, идущее с каждой машиной. Обкатывать авто не нужно, на ТО через 15000, в автомате или вариаторе, масло вообще на весь срок службы, зимой авто прогревать не нужно, и так далее, без уточнения конкретных условий эксплуатации автомобиля.
Для производителя важно, чтобы продукция отработала положенный гарантийный срок, ну а дальше будь что будет. Поэтому автовладельцам не стоит слепо и наивно верить руководству по техническому обслуживанию.
И дело не только в том, чтобы вы быстрее купили новый авто, а еще и в том, что сделать мотор надежнее - это тоже затраты. Разработка, производство, дороже себестоимость более надежных деталей. А зачем? Когда маркетологи воспитали целую армию потребителей которые говорят: сломается? Куплю новую. И верят в руководство по эксплуатации сильнее, чем в библию и здравый смысл.
Посмотрите, как часто стали выходить рестайлинги и новые модели авто. Рестайлинг через 2-3 года. Через 5 новая модель.
2. Второй момент. Все же если внимательно почитать, то кое где, еще написано мелким шрифтом, про тяжелые условия эксплуатации, выбор вязкости масла и т.д.
И если бы люди внимательно читали и самое главное понимали что они читают, а не выдергивали фразы из контекста, например, что лить нужно всегда только масла 0w-20, тогда бы и споров не было бы.
В реальной жизни масло начинает стареть буквально с момента своего переселения из запечатанной канистры в лабиринты двигателя. Начинается его окисление, ускоряющееся постоянными нагревами и охлаждениями, уходят моющие и другие присадки, накапливается грязь.
Ничего неожиданного во всем этом нет: масло обязано не только смазывать и охлаждать, но еще и поддерживать двигатель в чистоте. Но совершенно очевидно, что темпы старения моторного масла, сильнейшим образом, зависят от условий его работы.
Ну и про качество нашего топлива тоже не следует забывать. А причем здесь топливо и масло? — резонно спросите вы.
А при том, что при сгорании нашего бензина остается больше нагара на стенках цилиндра, который смывается маслом, от чего масло быстрее приходит в негодность. Все, что не догорело в камерах сгорания двигателя, оседает в масле. Ну и современные моторы с прямым впрыском, при городской эксплуатации сильно разжижают масло, от чего ему лучше не становится.
Но есть те, кто опять скажет, ты откуда такой умный, инженеры сказали 15000 км, значит все просчитано и нечего с жиру бесится. Я мол меняю раз в 15000 км и все отлично.
Да, только потом у второго хозяина вопросы возникают, вроде пробег то всего до 100 000 км, или чуть больше, а маслице уже кушает.
Вы масло меняли реже чем нужно, производитель вам это разрешил, через 2-3 года вы у него купили новый авто. А в дураках остался только новый владелец, который и будет разгребать все прелести дилерского интервала замены масла. Впрочем у производителя именно такой расчет.
А раз вы любите ссылаться на производителей и инженеров давайте глянем, что они говорят, только не в России, а у себя в Японии:
1. Начнем с народной Toyota. Открываем официальный Японский сайт Тойоты, и что же мы видим. Видим картинку как отличается свежее масло от отработанного, фото двигателя с неправильно выбранным интервалом замены и кратко почему важно менять масло вовремя.
А так же видим рекомендации. Стандартные условия 1 год или 15 000 км, подождите радоваться. Читаем далее. Тяжелые условия 6 месяцев или 7500 км. Дальше интереснее.
Вы владелец турбо авто? Все еще меняете масло через 15000 или 10 000 км? Шах и мат господа. Стандартные условия которые приравниваются к идеальным это 5000 км или пол года, а тяжелые 2500 км или через 3 месяца. Как вам?
Кстати Акура РДХ на которую мы снимали обзор, имеет датчик жизни масла. Так вот, зимой у нас в Сибири, авто просит менять масло, как раз примерно через 3000 км. А летом примерно 4800. Вот так.
Так же видим подобные рекомендации для дизельных моторов.
2. Ниссан вообще молодец. Не стал расписывать про сложные условия или простые, чтобы никого не запутывать. Просто написал - менять масло приезжаем через 6 месяцев или 5 тысяч км, и ВСЕ! А для сомневающихся картинку приложил. Как масло через 5000 км выглядит.
3. Давайте откроем Японский сайт Mazda. Что мы видим? Есть разбивка на легкие и тяжелые условия. Россия, по умолчанию, это тяжелые условия. Итак. Авто с моторами DISI Turbo, это турбо мазды - замена масла через 10 000 км., или раз в пол года, у в тяжелых условиях (Россия) нужно делить пополам 5 000 км. или 3 месяца.
Далее. Видим рекомендации для роторных двигателей, километраж и интервалы замены те же.
Для легковых атмосферных машин в обычных условиях, раз в пол года или 10 000 км. В тяжелых условиях, меняем масло через 3 месяца или 5 000 км.
Ну и на сладкое владельцы турбо мазд за исключением описанных выше, пол года или 5000 км., ну а в наших суровых условиях - 3 месяца или 2500 км.
4. Ну и пожалуй заглянем на официальный Японский сайт Subaru. В разделе моторное масло видим роль масла и симптомы для его досрочной замены. Что же касается интервалов замены. 1 год или 10 000 км. НО! В идеале, через 5000 км или 6 месяцев.
Субаристы, берем на заметку, особенно тем кто на turbo Subaru. Так же, рекомендую присмотреться к рекомендациям Тойоты и Мазды для турбо авто. Лишним не будет.
Как вы видите, в Японии, масло через 15000 не меняют. Их рекомендации вы видели сами. Более того, по большей части японцы меняют масло через 5000 км. 90% авто которые мы привозим из Японии имеют наклейки именно с таким интервалом замены масла и чувствуют себя великолепно.
Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/5f4f7732ba802439362697e5
Вы знаете мне порой грустно читать комментарии. Не обязательно к своим видео. Где идет спор, как часто менять, и есть люди, которые с пеной у рта доказывают оппонентам, что раз написано 15 000 км, то инженеры все просчитали, масла соответствуют, моторы современные, а не те что раньше и т.д.
Наверное в Японии бензин плохой, дороги ужасные и пыли валом. Вот у них то тяжелые условия не то что у нас…
А что такое тяжелые условия эксплуатации. Это как мы поняли важно. Вот только далеко не все понимают что это. Давайте, для примера возьмем рекомендации мазды, впрочем у других производителей будет все тоже самое:
- Пробег более 20 000 в год.
- Короткие пробеги, менее 8 км\за поездку. Типичный маршрут работа дом магазин. Вот казалось бы да. Чего сложного то. А это прогревы, моточасы, непрогретый до конца двигатель, разжижение топливом и прочие прелести.
- Низкая скорость и холостой ход. То есть пробки, светофоры, прогревы и т.д. Типичный мегаполис. А ведь многие думают, я в пробке качусь неспешно, ну какие сложные условия. Вы стоите а мотор работает, моточасы идут, масло стареет, обдува нет.
- Вождение по горным дорогам и холмам, где часто приходится тормозить. Думаю тут объяснять не нужно. Это повышенная нагрузка на двигатель.
- Езда по гравийным, заснеженным и пыльным дорогам. Снег это букс, как правило небольшая скорость, прогревы те же, дополнительные мото часы и так далее.
Если очень кратко то Каждый пункт у нас подходит под тяжелые условия, поэтому в России, нужно автоматом делить рекомендации производителей как минимум на 2, а то и 3, как это делают Японцы у себя.
И Да, Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.
Охлаждение при этом будет недостаточное. В связи с этим, более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы, как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике.
Для этого вам необходимо знать среднюю скорость вашего автомобиля за последние несколько тысяч километров пробега и рекомендации автопроизводителя, на каком пробеге необходимо менять масло. Например, пробег до замены масла — 15 тысяч километров, а средняя скорость по городу — 29,5 км/ч.
Соответственно, чтобы вычислить количество моточасов, необходимо расстояние разделить на скорость. В нашем случае это будет 15000 / 30 = 500 моточасов. То есть, получается, чтобы производить замену масла при данных условиях, необходимо использовать состав масла с ресурсом 500 моточасов.
Однако в реальности таких масел попросту не существует на сегодняшний день. Оригинальное гидрокрекинговое масло ходит максимум 200-250 моточасов.
Для тех кто не верит, Предлагаем для вас таблицу, где приведены типы моторных масел и соответствующие им значения моточасов по API (American Petroleum Institute).
Предположим, что в двигателе автомобиля залито масло класса SM/SN, которое имеет рабочий ресурс ну край 300 моточасов. Для вычисления пробега необходимо 300 моточасов умножить на среднюю скорость 25 км/ч. В результате получим 7500 км. Как видите, этот пробег разительно отличается от того, который предлагает нам автопроизводитель.
А если средняя скорость будет составлять 20 км/ч (что более характерно для больших мегаполисов с учетом пробок и простоев), то с теми же 300 моточасами мы получим 6000 км пробега! Теперь наглядно становится ясно, почему Японцы указывают интервал в 5000 км.
И еще учтите, что оригинальные масла да и большинство других на рынке выдерживает МАКСИМУМ 250 моточасов. Поэтому мой совет менять масло 5000 км или 250 моточасов. Если вы льете оригинальные или японские масла они почти все гидрокрекинговые.
А теперь задайте себе вопрос, почему в Европе, интервалы увеличивают до 15 000 - 20 000 тысяч? А немцы уже до 30 тысяч? А давайте посчитаем количество мото часов при таком пробеге. 30000\25км\ч - это 1200!!!
Даже если вы зальете самое крутое масло на пао и эстерах которое кстати заливают еденицы, то у вас перекат на масле будет в 4 раза! А не поэтому ли моторы немецкой тройки едут на свалку, даже не выкатав гарантийный срок по большей части?
А у тех кто меняет почаще особо и проблем нет. А помните, немцы по большей части турбо, и это 2500 - 3000 км интервал по хорошему.
А в Японии так и остались рекомендации по простым и сложным условиям, и менять масло через 5000 км.
Потому, что все это маркетинговое зло, лезет из Европы и США. Жажда наживы, обман, пиарщики, маркетологи и все это зло оттуда. Век потребительства. Не надо заморачиваться. Покатался пару лет, ничего не делай, сдавай в трейд ин свое ведро и бери в кредит новое.
Кстати, Японские компаний в России, установили такие же условия. А знаете почему? Наш менталитет. Если они выставят такие же интервалы замены как у себя на родине, то конкуренты скажут: ха-ха-ха, посмотрите какие у них авто нежные, каждые пол года на ТО ездить нужно и масло через 5000 менять!
То ли дело у нас! приехал раз в год и до свидания. и большинство же в это поверят. Ездить на ТО, 3 раза в год... Спасибо не интересно....
А вот у себя дома, Японцы никого не обманывают. Поэтому, если покупаете японские автомобили, любите их, так и обслуживайте их по Японским регламентам.
Никого не старался убедить, каждый решит сам как часто ему менять масло. Я для себя давно выводы сделал. Рекомендую вам пользоваться методиками расчета по моточасам. Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя.
Также при замене покупайте качественные неподдельные масла и все будет хорошо. А не хотите считать то при городской эксплуатации меняем через 5000 км, а если есть трасса то 7500, чисто трасса 10 000 км.