Масляный фильтр повышенной эффективности. Плюсы и минусы.

29 апреля 2023

Вы спрашивали про синтетические масляные фильтры. Стоит ли их использовать, как альтернативу обычным фильтрам, или нет, учитывая их далеко не малую стоимость.

Производители синтетических масляных фильтров обещают нам в десятки раз лучшую фильтрацию моторного масла и ресурс вплоть до 30 000 км. Заманчиво правда? Но уберем эмоции и попробуем во всем разобраться. Только без использования рекламных буклетов производителей и слепой веры в представляемую ими информацию.

Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/601ab148571f7906b232afb0

На самом деле Масляный фильтр выполняет важнейшую функцию – очистку масла от загрязнений. И по факту имеет 3 главных критерия оценки – это качество фильтрации, срок службы и его пропускная способность.

Начнем с качества фильтрации. У стандартных фильтров есть свои преимущества и недостатки. Как раз основной "недостаток" — это компромисс между пропускной способностью и качеством фильтрации. При уменьшении размеров фильтруемых частиц снижается пропускная способность - соответственно давление, а это очень плохо.

Для оценки эффективности фильтрации используют общепринятый тест ISO 4548-12. Результаты измерений выглядят, примерно так: “Эффективность фильтрации равна 95% на 20 (микронах)», это означает, что 95% частиц, размером 20микрон задержано фильтром в результате теста ISO 4548-12.

Какая же разница будет между эффективностью фильтрации дешёвого бумажного фильтра который показывает 50% задержанных частиц размером в 20 микрон и эффективностью фильтрации синтетического фильтра который задерживает 99% частиц размером в те же 20 микрон? Правильный ответ: в 50 раз.

То есть абразивных частиц размером 20 микрон синтетический фильтр по тесту ISO 4548-12 оставит в 50 раз меньше. Звучит убедительно. Качество фильтрации лучше в целых 50 раз! Как то даже страшно становится за обычный дешевый фильтр, что он так много грязи то пропускает.

Поэтому давайте обратимся к техническим характеристикам заведомо хорошего фильтра Mann. Обычного, не синтетического, который используется многими владельцами. Он обеспечивает отсев частиц размерами более 20 микрон в максимуме, а в среднем более 14 микрон. То есть, частицы более 20 микрон фильтром задерживаются гарантированно.

Далее для понимания. Возьмем самую ответственную пару трения в ДВС — шейки коленвала, и сравним величину масляного зазора который в этой паре составляет плюс минус 0,03-0,06 соток, т.е. 30-60 мкм. Это для нового двигателя. По мере износа как вы понимаете, зазоры будут только увеличиваются.

Получается, что обычный бумажный масляный фильтр обеспечивает очистку масла от механических примесей с размерами, значительно превышающий необходимый порог. Возникает вопрос: Если синтетический фильтр и задерживает еще более мелкие частицы, то есть ли в нем смысл?

Далее, что касается ресурса, который у синтетического фильтра заявлен в 30 000 км. Обычный бумажный фильтр имеет ресурс от 5000 до 10000 км. В зависимости от внутреннего состояния двигателя и количества отложений в его поддоне. Все дело в том, что в обычных бумажных фильтрах происходит поверхностная фильтрация, а синтетический задерживает частицы во всем массиве фильтрующего элемента.

То есть он фильтрует не внешней шторой элемента, а всем своим объемом. Из-за этого и срок их службы заявляется производителем очень большим: к примеру Ресурс Fram Ultra Syntetic по заверению производителя – 20000 миль (32200 км). Но это конечно в идеальных Европейских условиях с трассовым пробегом.

Но Как правило автовладельцы производят замену масла и фильтра в интервале от 5 до 10 т. км. И у большинства из Вас сразу возникают как минимум 2 вопроса:

1. Есть ли смысл обеспечивать более тонкую фильтрацию с помощью синтетических фильтров, если зазоры в парах трения превышают размеры пропускаемые частицы в 2-3 раза?
2. Есть ли смысл использовать фильтр с ресурсом в 30000 км, если замена масла произойдет на пробеге от 5000-до10000 км. Кто при заливке свежего масла будет использовать старый фильтр?

Казалось бы все очевидно, тем более учитывая его цену, но не все так просто. И вот почему.

С одной стороны: Если верить рекламе производителей синтетических фильтров, то их исследования показали уменьшение абразивного износа в несколько раз при увеличении эффективности фильтрации. Правда мне непонятно как износ будет меньше если и обычный фильтр отсевает частицы способные, теоретически, повредить пары трения.

И раз были исследования то почему такая размытая формулировка - уменьшение износа в несколоко раз! Это в 2-3-4- в 5? И тут мы понимаем что все эти обещания писали конечно маркетологи. Да и фильтр мало кто рискнет менять через 30 000 км, если только на коммерческой технике.

С другой стороны согласитесь, прогресс не стоит на месте и если есть возможность использовать что то лучшее по характеристикам, то почему нет? Ведь помимо лучшей фильтрации, огромным достоинством синтетического фильтра стала их повышенная грязеёмкость, что и позволяет заявлять на них большие сроки замены, так как абразивные частицы теперь удерживаются не только на поверхности фильтровальной бумаги, но и по объёму синтетического фильтровального элемента.

Но и это не главное. Самое главное для двигателя это давление масла, и у обычного фильтра при уменьшении размеров фильтруемых частиц резко снижается пропускная способность. Что приводит к снижению давления в масляной системе. То есть ближе к замене, обычный фильтр, поры которого забиты - начинает снижать давление масла. Особенно если у вас не самый чистый двигатель.

Синтетический фильтр помимо лучшей фильтрации из за того что фильтрация происходит не шторой, а всем объемом фильтрующего элемента имеет заметно меньшее сопротивление потоку масла, отсюда и заметно меньшее падение давления на фильтрующем элементе, что особенно важно на высоких оборотах мотора и при длительном использовании. Ну а плюсом, выше качество фильтрации и нет опасения что на грязном моторе фильтр забьётся раньше ТО.

Разумеется, даже для бумажного (то есть целлюлозного) фильтра теоретически и практически возможно использовать фильтровальную бумагу повышенной эффективности фильтрации с минимальными порами, но это приведёт к недопустимо малой пропускной способности фильтра и недопустимо большому падению давления масла на фильтрующем элементе, особенно, после нескольких тысяч километров пробега. А потом просто откроется аварийный клапан и масло будет идти в обход фильтра, чтобы не запороть мотор.

Но если вы думаете что синтетические фильтра это самое лучшее что сейчас можно купить то вы ошибаетесь. Есть полусинтетические маслянные фильтры. А почему фильтр из полусинтетики лучше синтетичекского? Сейчас объясню.

Да, помимо синтетики, так же выпускаются полусинтетические фильтры, в которых силовая целлюлозная основа (то есть это такие крупные и надёжные силовые целлюлозные волокна) cмешана с синтетическими волокнами (образующим мелкие поры внутри крупных целлюлозных силовых пор), за счет чего эффективность фильтрации и грязеёмкость полусинтетических фильтров соответствует (или даже выше) эффективности синтетических фильтров, но не требуется мелкая поддерживающая металлическая сетка, а надёжность такой шторы даже выше, чем у синтетических фильтров, что особенно важно для вязких масел (например в мороз) или при большом давлении потоков масла.

В частности, гоночные фильтры FRAM Racing (серии HP), Ford Racing и другие гражданские фильтры Mobil-1, K&N, AFE, Fram Touch Guard, Purolator One, Bosch Premium, Wix, Napa Gold - полусинтетические. То есть термин "полусинтетический фильтрующий элемент" не означает компромисса по аналогии с термином "полусинтетическое масло", это лишь означает замену силовой металлической сетки позади синтетической фильтрующей шторы на силовой целлюлозный каркас в составе полусинтетической фильтрующей шторы.

Так ставить такой новомодный и дорогущий фильтр или нет?

Думаю, что в старые автомобили, ставить такой фильтр смысла нет, можно обойтись обычным качественным фильтром, а вот в современные авто особенно с форсированными турбо моторами, владельцы которых меняют масла через 10-15 тысяч почему бы и нет. Особенно в холодное время года они будут полезны.

На самом деле если вы думаете, что Американцы или европейцы повально ставят их себе на авто то это не так. У них так же, народ ставит то, что подешевле, а такие продукты как синтетическое масло и фильтр - используют только фанаты автомобилей.

Поэтому если ваш бюджет позволяет купить такой фильтр то почему бы и нет, ваш авто одобрит хай тек. А если нет, то берите обычный проверенного производителя и меняйте через 5-6 тысяч вместе с маслом.

Автомобили из Японии и Кореи под заказ: http://japanexport55.ru
Наш Телеграм канал: https://t.me/projectx55
Группа в VK: https://vk.com/club116159268

Купить ТОПовые Масла на PAO + Ester: www.extreme-oil55.ru

Вернуться к новостям
Товары к этой новости