Маслосъемные колпачки. Признаки и причины износа.

10 июня 2023

Я думаю каждый водитель, хоть раз, но слышал эту неприятную фразу «жрёт масло – нужно менять маслосъёмные колпачки».

А вот, что это за колпачок, на что он надет, и почему он виноват в том, что мотор может жрет масло, об этом знают не многие...

Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/62f7139322cf4e6d855fb249

Если быть совсем точным, то правильно называть эти колпачки масло отражательными, а не маслосъёмным, потому что по факту это сальник клапана.

В общем-то, из этого определения, понятна и задача колпачка: не давать маслу попадать в камеру сгорания.

Если для простоты пренебречь всякими рокерами, толкателями, и гидрокомпенсаторами, то можно сказать, что одной стороной, клапан упирается в кулачки распредвала, а другой, он уходит в камеру сгорания.

Та часть, которая находится во взаимодействии с распредвалом, постоянно пребывает в моторном масле. И задача колпачка – не дать этому маслу протечь ниже, на тарелку клапана, когда тот идёт вниз.

Кстати, клапана бывают впускными и выпускными.

Почему масло не должно попадать в камеру сгорания? Как минимум потому, что оно в ней сгорит. Бонусом, на верхней части тарелки клапана, будет образовываться нагар, и со временем клапан просто не сможет вернуться на место.

Кроме того, попавшее в камеру сгорания масло ухудшает характеристики горения топливо-воздушной смеси, а образующаяся зола забивает канавки поршневых колец. Это мешает им пружинить, и они залегают.

Важно понимать, что масло отражательные колпачки работают в очень тяжёлых условиях. Наверняка вы слышали фразу: «задубели колпачки».

Коленвал двигателя при езде, вращается в среднем, от 500, до 6000 оборотов.

Значит, за минуту каждый клапан совершает от 150 до 1200 рабочих тактов. Понятно, что на маслосъемный колпачок приходится очень большой объем работы.

При этом, он еще и подвергается агрессивному воздействию масла, высоких температур и выхлопных газов. В результате, каучук, из которого сделана мягкая часть колпачка, теряет эластичность и становится твердой, его рабочие кромки изнашиваются и истираются. Рано или поздно их придется менять, какими бы качественными они не были.

В среднем, срок службы колпачков составляет около 100 000 километров. После чего как правило начинается постепенное увеличение расхода масла.

Но есть ситуации, которые прилично сокращают срок службы колпачков, например: перегрев двигателя; езда с забитыми радиаторами, частая езда на высоких оборотах; затянутые интервалы замены масла.

Собственно, про колпачки только из-за расхода масла обычно и вспоминают. Часто, их замена может решить проблему «масложора», если случай еще не запущенный и вы оперативно решили вмешаться не откладывая замену на потом.

И есть довольно простые способы узнать, в них причина или нет.

Если сальник потерял эластичность, сместился или деформировался, по штоку клапана, в камеру сгорания начнёт постепенно проникать масло.

Самый эффективный метод – это попробовать на прогретом моторе резко надавить на газ. Важно соблюсти два условия: дать сначала мотору поработать на холостых оборотах хотя бы пять минут, а после, резко нажать на педаль газа 2-3 раза.

Смысл в том, что на холостых оборотах скапливается протекающее масло, а при резком нажатии, оно вместе с большим количеством смеси сгорает и вылетает в трубу. Так что кто-то газует, а кто-то смотрит на выхлоп.

Вылетел клуб синего дыма, с характерным запахом горелого масла – это колпачки. При этом после прогазовки дымность может быть в норме.

Контрольный метод, это разгон с места газ в пол. Дым во время переключений – тоже признак смерти колпачков.

Чтобы ещё раз всё проверить, можно попытаться тормозить двигателем. Увидели дым – это тоже колпачки.

Ну и само простое: когда При запуске двигателя на "холодную" появляется на несколько секунд синий дым из выхлопной трубы.

Мерить компрессию для поиска больных колпачков, как правило, бесполезно. Если она упала, причина, скорее всего, уже будет в компрессионных кольцах.

А вот, провести эндоскопию, не помешает. С помощью нее можно увидеть потеки масла на тарелке клапана, а в запущенных случаях уже образовавшийся нагар. Днище поршня, при этом, будет покрыто отложениями. А на свечах появляется тёмный маслянистый налёт.

Если вы наблюдаете вышеперечисленное, рекомендуется срочный осмотр двигателя специалистом. Затягивать с заменой не нужно — маслосъёмные колпачки меняют при первых признаках износа. Если долго игнорировать симптомы, мотору потребуется капитальный ремонт, который обойдётся во много раз раз дороже, замены колпачков.

Кстати, я еще застал времена, когда колпачки меняли на классических жигулях, за вечер, под пиво.

На современных автомобилях такого желания уже не возникает, ввиду очень плотной компоновки и количества того, что нужно открутить, чтобы до них добраться.

Но если все таки, кто то захочет посвятить этому время самостоятельно, стоит помнить, что ставить на клапаны с убитыми стержнями новые колпачки бессмысленно – масло всё равно будет уходить литрами.

Ещё оно будет уходить, если перепутать колпачки и поставить на выпускные клапаны, колпачки с впускных, и соответственно наоборот.

Клапаны отличаются, их колпачки – тоже. Малейшее неплотное прилегание – и здравствуй, «масложор». Может, даже больше, чем был.

Выбирать стоит между изделиями только проверенных производителей. Я рекомендовал бы использовать продукцию данных брендов:

Elring (Германия); Ajusa (Испания); NOK (Япония); Goetze (Германия); Victor Reinz (Германия-США).

По сути, это те же фирмы, что поставляют свои изделия заводам автоконцернов. Но и тут есть беда. Их очень часто подделывают. Поэтому перед тем, как будите покупать, узнайте, как отличить оригинальные запчасти от контрафакта.

Обращать свое внимание стоит на несколько моментов. Например, на колпачках NOK есть маркировка с кодом и названием фирмы-производителя.

Так же, поддельные колпачки часто выполнены в неправильном цвете. К примеру, в оригинале, один колпачок полностью серый, а второй имеет черный цвет. В подделках все просто – оба колпачка окажутся серыми.

Еще, как правило, внешний диаметр подделок больше, чем у оригиналов. Обращайте на это всё внимание. «палёный» колпачок из плохой резины проживёт очень мало, так что экономия себя не оправдает.

И помните, износ колпачков, ни в коем случае нельзя игнорировать. Поначалу это приводит просто к повышенному расходу масла, но заканчивается все одинаково. Залегают кольца, двигатель закоксовывается и идет абразивный износ.

Капиталка двигателя, обойдется в десятки раз дороже, чем покупка маслосъемных колпачков и работа по их замене, при первых признаках их усталости.

В запущенных случаях, одна лишь их замена, как правило уже не помогает.

Выбор за вами друзья. Мы поможем подобрать лучшие лучшие рецептуры моторных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.

Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.

Группа в VK: https://vk.com/japanexport

Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport

YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Наш сайт: http://japanexport55.ru/

Вернуться к новостям
Товары к этой новости