Масло 0w-20 ЗЛО или необходимость? Маркетологи vs Инженеры
Производители автомобилей, рекомендуют, в большинстве своём, низковязкие масла типа 0w-20 и даже 0w-16, и более того есть 0w-7.5. Они способствуют экономии топлива, ресурс двигателя увеличивают, и мощность повышают. Сплошные плюсы.
Но чем вызваны такие рекомендации на самом деле? Заботой о потребителе или иными нюансами, о которых открыто говорить не принято. И всё ли, в рекламных заявлениях правда, и низковязкие масла настолько крутые, а моторы технологичные?
Основной аргумент для выбора маловязких масел который приводят на многочисленных форумах и сайтах звучит так:
- Сейчас двигатели делают такие мега современные и технологичные, с очень тонкими масло каналами и зазорами, в которые проходит только 0w-20, а вот 5-30 или не дай бог 5w-40 уже будет еле прокачиваться и вызовет сильнейший износ.
Масло для экскаваторов и динозавров, одним словом. Гуталин как они говорят.
Более того, оно быстрее проникает в пары трения и лучше течет, и поэтому лучше и охлаждает - отсюда меньший износ.
Но следует помнить один очень важный момент. Чем ниже вязкость масла при эксплуатационной температуре в подшипнике - тем больше вероятность нарушения режима жидкостного трения и разрыва масляной плёнки.
Низковязкие масла так и называется - энергосберегающие. Не ресуро сберегающее, а энерго. Рекомендовано исключительно из соображений снижения расхода топлива. На 2-5% в зависимости от режимов, по замерам самих же производителей. Уменьшение расхода топлива приводит к уменьшению вредных выбросов. Все.
Все еще думаете, что современные масла создаются, чтобы максимально защитить ваш мотор, а сами моторы для того чтобы ездить на этих маслах вечно?
Нет, они стараются не для вас. Причины две — автопроизводителей жестко загоняют в рамки экологи. В масштабах планеты, маловязкие масла позволят сжигать на миллионы тонн меньше топлива, а значит — снизить выбросы, сберечь окружающую среду и т.д.
Автопроизводители тоже заинтересованы. Пусть расход топлива меньше всего на 2-5%, но эта малость нередко позволяет переместиться заметно выше в рейтинге экономичности и получить конкурентное преимущество в рекламном буклете.
Новый двигатель экономичнее на 5%! Кроме того, чем меньше моторы будут жить после окончания гарантии — тем больше покупателей принесет деньги в кассу. Автопром — обычный бизнес, с обычными для него звериными законами, а потому нововведения преследуют, как правило, одну цель: повышение прибыли. Покажут все «плюшки» в машине, споют об экономичности, а вот о ресурсе — промолчат. Да и первому владельцу он как правило не интересен.
Именно отсюда мы получили «одноразовые» алюминиевые двигатели, меньше масса, меньше топлива будет сожжено. Кучу электроники, которая зажимает ради экологии моторы, композитные материалы и прочие эксперименты за счет потребителя.
Отдельного разбора заслуживает стандартная фраза «официалов» про необходимость использования маловязких масел: «современные моторы имеют малые зазоры, и густое масло через них не прокачается». Несомненно, это незатейливое объяснение рождено ради простоты общения с необразованными гражданами, но представляет собой техническую ересь.
Дело в том, что зазоры в подшипниках и парах трения, делаются не максимальными или минимальными насколько это возможно, а вполне определенными. Это необходимо для образования правильного «масляного клина». За сотню лет здесь ничего не изменилось, зазоры не могут быть меньше нормативных, для обеспечения узла нормальной смазкой.
Приведите, пожалуйста, примеры где именно уменьшены зазоры и какова стала их величина после уменьшения?
Но мир упорно идет к маловязким маслам.
Энергосберегающие масла действительно способствуют экономии топлива. Небольшой, но экономии. Жидкое масло требует меньше энергии для привода масляного насоса, снижаются расходы на сдвиг масляных пленок в коренных и шатунных подшипниках, в опорах распредвалов. Менее вязкое масло легче сбрасывается с цилиндра тонким маслосъемным кольцом.
Опытным путем установлено, что суммарная экономия топлива при использовании энергосберегающей смазки составляет, по разным данным, от 1% до 4%. В целом для автомобилиста этот плюс. Увы, единственный, других нет.
А вот минусы — таковы, что абсолютно реально приближают капитальный ремонт или замену двигателя. Маловязкое масло хуже разделяет детали, которые, в идеале, должны побольше времени проводить вдали друг от друга, разделенные масляной пленкой.
Пробой масляной пленки при использовании жидких масел наступает при меньших нагрузках, а значит многие детали мотора чаще работают в режиме полусухого трения. Износ закономерно растет.
Ситуация усугубляется практически полным отсутствием в современных маслах серы — отличного противозадирного компонента, призванного минимизировать износ при касании деталей. Получив статус врага природы, сера заработала пинок под зад, и заменяется «высокотехнологичными» компонентами, которые, как показывают испытания, уступают ей в выполнении противозадирных обязанностей. Но почему же автопроизводители тогда рекомендуют именно такие масла?
В сфере смазочных материалов, производители автомобилей просто выставили свои требования компаниям в рамках, как снижения расхода топлива, так и уменьшение зольности масел, что бы катализаторы «отхаживали» гарантийные сроки эксплуатации. По второму вопросу, производители урезали противоизносный пакет.
Казалось бы, цели достигнуты, атмосфера получает меньше выбросов, да и автолюбители довольны, расход, хоть и на мизер, но упал. Но не тут то было и японские производители идут дальше, испытывая свою технику на масла еще более низкой вязкости 0w-16, 0w-7.5. географическое положение островного государства просто обязывает максимально сберегать экологию.
Производители смазочных материалов тоже не сидели сложа руки, а постоянно совершенствовали формулу идеального маловязкого масла, цена все таки имеет довольно большое значение, рыночные отношения, как никак.
До глобальных масштабов первыми созрели Тойота и Хонда, которые в 2009 году заявили о полном всемирном переходе на маловязкие масла 0w-20 и 5w-20. Тойота ввела протокол Ретроактивности, задним числом поменяв предписанные вязкости, на все автомобили начиная с 2003 года, введя огромное количество автолюбителей в замешательство и удивление.
Как Вам идея? Ездили автомобили на сороковке и тридцатке, а тут раз, и теперь льем только масло 0w-20. В старых машинах зазоры автоматом скукожились от старости и каналы забились? Маркетинг...
С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости. Это просто технически невозможно. Вязкость масла в моторе постоянно меняется в зависимости от его температуры, причём в весьма широком диапазоне.
Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло.
Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.
Пример. При прогреве вязкость той же 20ки, при температуре масла в 40 градусов составляет около 40 Сст, а на прогретую 8 Сст.
А у 30 ки при 100 градусах 11 сст. Получается непрогретая 20 ка гуще прогретой 30 ки. Вот парадокс да? А вы попробуйте еще за 30 минут зимой прогреть масло до хотя бы 50 градусов. Именно масло а не антифриз.
Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны.
Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие». И коксуются моторы не от масел 5-30 или 5-40, а от несвоевременных интервалов замены. Помните я говорил про интервал в 5000 в тяжелых условиях эксплуатации?
Те у кого стоят датчики температуры и давления масла, в основном это заряженные и турбовые авто, прекрасно видят как ведет себя масло той или иной вязкости.
Залейте 20ку в турбовый мотор и начните отжигать. Смотрите: с ростом температуры масла будет падать вязкость. Масло будет становится жиже. А с падением вязкости будет падать давление масла и это вам тоже покажет датчик. Чем жиже масло тем ему сложнее удерживаться на стенках цилиндра.
Падение давление масла и нагрузка, равно задиры прихваты и микродефекты. В инструкции по эксплуатации авто, написано, что маловязкие масла предназначены для лучшей топливной экономичности, про тонкие каналы, там нет ни слова.
Зато есть пункт когда маловязкое масло применять НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. Это эксплуатация в тяжелых условиях, длительная езда по трассе, езда на повышенных оборотах, буксировка прицепа и т.д.
Ничего плохого в маслах 0W-20, 5W-20, 0W-16 — нет. Если они рекомендованы производителем Вашего автомобиля. Просто нужно понимать, что созданы они в основном для зимних и коротких поездок в мегаполисах. Когда времени машину греть нет, завели и сразу поехали, а через 20-30 минут заглушили у офиса.
Масло быстрее поступит к парам трения и не успеет нагреться до рабочей температуры. А еще оно необходимо в гибридные автомобили. Потому что масло в гибридах, особенно зимой - всегда недогрето. Большую часть нагрузки с вигателя берет на себе тяговая батарея.
У меня был Приус, я знаю о чем говорю. И прогреть масло зимой даже часа не хватало. Поэтому 20 ка и была в состоянии 30, а то и сороковки по вязкости. Да и приус не располагал к светофорным гонкам в отсечку. Поэтому 0w-20 и справлялось в нем.
Но опять же помните! Знакомый уехал на масле 0w-20 летом отдыхать в Краснодарский край. И топил на полностью груженом авто по серпантинам и на обгонах. Двигатель который до этого был полностью равнодушен к маслу, тут же сожрал за поездку пару литров масла. Масло разогрелось, стало жидким и перестало справляться. Про нагрузки и скорости на маловязком масле не просто так написано в инструкции.
Основными отрицательными факторами при использовании низковязких масел являются:
Высокие скорости, высокие температуры окружающего воздуха, загруженность автомобиля, а так же Разжижение моторного масла топливом. Многие производители в мануалах, где рекомендуются низковязкие масла, пишут «5W-20 не рекомендуется использовать при высоких скоростях».
То есть сами производители считают, что на высоких скоростях, при высоких температурах окружающего воздуха, при тяжелой нагруженности автомобиля — такие масла лучше не применять.
И обязательно пользуйтесь только качественными маслами от проверенных производителей. И меняйте его почаще 250 моточасов или 5000 тысяч км. Экономия на масле рано или поздно приводит к поискам контрактного двигателя или грамотного механика. Не зависимо от того масло какой вязкости вы в него заливали.