Масла на Китайских присадках – есть вопросы.
В начале весны я выпустил три видео по ситуации на рынке моторных масел, в которых мы обсуждали ситуацию с отказом мировых гигантов продавать в Россию сертифицированные пакеты присадок и полимеры.
Соответственно Отечественные производители попали в патовое положение. Либо закрывать производство, либо покупать компоненты в дружественном Китае, в Азии либо на ближнем Востоке.
Давайте рассмотрим, что из себя представляет Китайский производитель пакетов присадок, компания Richful (ричфул), на чьи пакеты, уже как полгода назад, стали массово переходить Российские производители масел.
Видео версия данного материала с видео рядом, графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/6378eeafd824761c609ac477
Уходить глубоко в историю Китайского бренда не будем. Такой же большой и крутой, как и тысячи иных китайских компаний, которые за последние 30 лет выросли до серьезных мировых корпораций, судя по презентационному ролику конечно.
Действительно, выглядит все серьезно; огромная территория и производство, имеется много много сертификатов о достижениях и награды. Правда достижения только свои, Китайские.
Поэтому возникает первый вопрос, а почему имеются только китайские награды и сертификаты, и ничего не сказано про международные успехи?
Ведь вся Мировая система сертификации, как моторных масел, так и пакетов присадок крутится вокруг Американского института нефти и Ассоциации Европейских производителей автомобилей.
Это значит, что, если Вы хотите подтвердить, что продукт соответствует конкретным классификациям и допускам, которые вы планируете указывать на выпускаемой продукции, то необходимо пройти определенную процедуру сертификации.
Но не всё так просто. Для понимания вот очень грубые цифры по сертификации пакета присадок под конкретные допуски европейских автопроизводителей и стандарт ACEA.
Общий бюджет около 20 миллионов $. И это, не считая дополнительной сертификации в Американском институте нефти. Теперь Вы понимаете, почему в мире, есть всего 4 присадочных гиганта: Лубризл, Орнайт, Инфинеум и Афтон.
Судя по анализам Oil-club, наши производители массово стали использовать вот этот пакет присадок, а именно Richful RF6188E SP, и как заявляет Китайский производитель, это самый современный пакет присадок уровня API SP. Ну что же, давайте его рассмотрим.
Заявлено следующее: Обеспечивает прекрасную защиту двигателя от преждевременного зажигания на низких оборотах (LSPI), защиту от износа цепи привода ГРМ и клапанного механизма, а также превосходные очищающие и антиокислительные свойства для эффективного контроля окислительного разложения и образования отложений в масле.
Звучит неплохо. Особенно вот эта фраза: Благодаря научному сочетанию, строгому контролю и оценке, этот продукт можно использовать в рецептуре бензинового моторного масла API SP, которое используется в двигателях автомобилей среднего и премиум-класса.
Этот продукт также может использоваться в составе масел для бензиновых двигателей спецификации SP при смешивании с соответствующими базовыми маслами групп II, III и IV и модификатором индекса вязкости, депрессорной присадкой и пеногасителем.
И снова все отлично. Китайский производитель предлагает нам взять их пакет присадок и использовать без проблем в так называемых типовых сертифицированных рецептурах, которые уже имеют все необходимые спецификации и одобрения.
Но вот только тут есть одно очень жирное НО. Пакет присадок Richful никаким образом не может быть использован в типовых рецептурах масел.
Технически, безусловно может, например положить в миксер на заводе, что сейчас и делают наши производители. Но с юридической точки зрения для этого у нашего китайского друга нет никаких оснований. И сейчас я Вам поясню почему.
В США есть организация, которая называется - Американский химический совет (ACC), представляющая химическую промышленность США. В ней есть группа по присадкам к нефти, которая включает в себя производителей присадок к смазочным материалам.
Все испытания двигателей, проводимые в поддержку лицензирования API, должны проводиться в соответствии с практическими рекомендациями именно этой организации.
Как и у API с существующим документом 1509 для производителей моторных масел, у Американского химического совета тоже есть свой документ и называется он - ПРИСАДКИ ДЛЯ НЕФТИ, УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОДУКТА, КОД ПРАКТИКИ.
Здесь досконально прописана процедура сертификации рецептур на пакетах присадок, стандартам Американского института нефти, по прошествии которых, производитель пакета присадок получает соответствующий код рецептуры и смело может предлагать ее своим клиентам.
Есть код, есть базовые масла, на которых тестировался пакет присадок, есть конкретный полимер и есть конечно же пакет присадок.
Все указывается в % соотношении, чтобы завод по производству масел, купив данный пакет присадок у производителя, в нашем случае это INFINIUM, который его разработал и сертифицировал, мог без каких либо проблем все замешать.
А после написать на канистре перечень соответствий, которым отвечает полученное масло (например, классификациям API и ACEA, а также допускам автопроизводителей, которые получила рецептура).
Как видим, INFINIUM потратился на тестирование и заявляет конкретные ОЕМ допуска.
Кстати, INFINEUM фигурирует в Американском химическом совете как разработчик рецептур.
Если производитель масел хочет иметь официальные допуска, а не указывать просто соответствия, то он пишет тому же INFINIUM письмо и говорит, мол смотри, все сделал как ты написал, вот тебе образец, проверяй, и дай мне соответствующе подтверждение, что я сделал все так, как ты просил.
А дальше производитель масла идет в Американский институт нефти или к автопроизводителю, например, MB или VW и на основании этого письма и отправленного образца масла, после уплаты лицензионного сбора, через определенное время получает официальные допуска, которые и напишет на своей канистре.
Вот так выглядит процедура получения официальных допусков если очень кратко.
Но вернёмся к нашему Китайскому пакету присадок. На сайте я не вижу никаких одобрений или упоминания о том, что его пакеты присадок проходили стендовые испытания, например, в Американском химическом совете или в Американском институте нефти, а вижу только простую надпись API SP и все.
Получается, что китайские друзья, просто от балды рекомендуют использовать свои пакеты присадок в типовых и сертифицированных рецептурах других производителей, которые прошли все стендовые испытания.
На сайте есть вот такой пакет присадок Richful RF6188 SP уже без буквы Е: Масло 5W-30, смешанное с этим пакетом, прошло все необходимые двигательные испытания стандартов бензиновых моторных масел API SP.
А вот это круто. Производитель заявляет, что его рецептура на масле вязкости 5w30 прошла ВСЕ, еще раз просьба обратить внимание и запомнить, ВСЕ необходимые двигательные испытания стандарта API SP.
Производитель гордится этим фактом, о чем указал в описании. И получается, что Я ошибся. Тесты не просто пройдены, а пройдены ВСЕ.
Но мы не привыкли верить на слово производителям. Поэтому вбиваем в гугл наш пакет присадок Api SP и погнали изучать.
Компания объявила, что получила отчет об испытаниях, выданного Юго-Западным исследовательским институтом 11 марта 2022 года, подтверждающего, что масло для бензиновых двигателей API sp 5W-30, приготовленное с использованием нашего пакета присадок и разработанное компанией прошел стендовые испытания двигателя по процедуре API VIII. На данный момент моторное масло для бензиновых двигателей API sp 5W-30, приготовленное с использованием нашего пакета присадок, прошло ВСЕ стендовые испытания двигателя, предусмотренные спецификацией API SP.
Ну что же. Мы, конечно, рады за наших китайских друзей, но давайте я вам поясню, что лично меня смущает из прочитанного. С одной стороны, Юго-Западный исследовательский институт, где проходили исследования, является не просто авторитетной американской лабораторией, а является аккредитованной как раз тем самым Американский химический советом, который и одобряет все рецептуры.
А с другой стороны, компания ссылается только, на одно испытание API VIII. Если быть правильным, то называется этот тест Sequence VIII.
Вот описание этого испытания как раз с той самой лаборатории Юго-Западного исследовательского института. И что это за тест? Правильно, оценка смазочных масел на предмет их способности контролировать коррозию меди и свинца, а также на устойчивость к сдвигу.
Тест интересный, вопросов нет. Но его если и делать, то в самую последнюю очередь. А как же самые серьезные тесты на отложения, окисление, износ клапанов и ГРМ, LSPI, которые заявляются в описании?
Вот что нужно было тестировать в первую очередь. Заявили на весь Китайский интернет о прохождении ВСЕХ тестов, а сослались на один из самых простых тестов.
Ну чтобы Вы понимали, о чем идет речь. Смотрим API 1509. Например, в случае взаимозаменяемости базовых масел, для получения официального API SP, посмотрите сколько нужно, пройти стендовые испытаний и иных лабораторных тестов.
Ну а вот сама спецификация API SP. И здесь тоже большое количество стендовых испытаний. Почему этого не сделал наш китайский производитель, вопрос.
Не хочу ничего сказать плохого, но взгляните на цены на некоторые стендовые испытания из данного списка. И тест, который прошел, китайский производитель является самым простым и самым дешевым.
Зато пройдя его, наш китайский партнер сделал очень громкое заявление о том, что он прошел ВСЕ стендовые испытания для получения API SP. Что по факту не так.
Для понимания вот как это должно выглядеть правильно. Мировой гигант AFTON свой пакет аналогичного уровня API SP протестировал по полной программе, о чем указал в описании пакета присадок.
При необходимости он может и результаты стендовых испытаний предоставить. Кстати, AFTON тоже фигурирует в Американском нефтехимическом совете как разработчик.
Резюмируя всё вышесказанное, наш китайский производитель не числиться в Американском химическом совете, не выступает спонсором, по полноценному тестированию своих пакетов присадок в рамках получения официальной лицензии API SP, не имеет никакого права писать о применении своих присадок в типовых и сертифицированных рецептурах чужих мировых производителей, но и даже говорить о том, что его пакеты присадок соответствуют API SP.
Выводы из этого каждый сделает сам.
Я понимаю, что сама процедура сертификации в Американском институте нефти куда более продолжительная и затратная, чем просто пройти в сертифицированной лаборатории отдельно стендовые испытания, которые без процедуры и соответствующего регламента все равно в API не примут к зачету, но китайский производитель даже этого не сделал.
Выбрали самый дешевый тест на коррозию и все. Вы же в свое презентационном ролике такие огромные, крутые, технологичные и зажали пару тысяч долларов на стендовые испытания?
Я молчу про официальную сертификацию рецептуры в Американском институте нефти. А про бюджет в 20 млн $ для получения официальных европейских допусков и классификации ACEA и говорить не стоит.
Возможно, для китайского рынка такой подход является нормальным. Но эти присадки пришли к нам в Россию, и Вы, их зальёте в свой двигатель.
Получается, что парни из Китая просто что-то намешали, по циферкам получилось более-менее красиво, и в путь. А что там и как это будет работать никто толком не знает.
Лично меня смущает, что пакеты присадок от китайского производителя очень светлые на фоне стандартных масел.
Чем это объясняется? Вероятно, отсутствием каких-то компонентов. Например, дисперсантов, как минимум, а хватит ли компонентов для сальников и прокладок, а что в борьбе с отложениями и износом? Вопросов больше чем ответов.
Но что точно ясно, так это то, что:
1. Масла именно на этих присадках неестественно светлые, что раньше никогда не наблюдалось у других производителей.
2. Производитель не прошел официальную сертификацию по стандарту API SP, а из стендовых испытаний, выбрал только самый дешёвый тест из существующих, и присвоил не разрешенные лавры.
Если у производителя изначально такой подход и дикая экономия на сертификации, то есть ли гарантия, что в его пакетах присадок все такое же супер качественное как заявляется? Не уверен. В общем, по данному производителю Ричфул, у меня, пока информация такая.
Но есть и хорошая новость. В регламенте Американского химического совета, среди участников, есть наш… Лукойл, а это значит, что он либо сам участвует в сертификации пакетов присадок, либо в складчину с другими производителями, при разработке новых пакетов присадок.
Вот почему Лукойл и стал в своё время поставщиком на конвейер Мерседеса и Фольксваген.
А что же у остальных наших российских производителей. А тут пошел полный разброд и шатание. Кто-то покупает присадки вообще no name, у которых и сайтов толком нет. Кто-то уже заказывает у китайских производителей пакеты присадок европейских спецификаций, которых в ассортименте у китайцев и не было никогда раньше.
Но есть запрос, значит будет и предложение. Оказывается, вот так быстро и просто можно разработать пакет присадок. Кому нужны эти мировые гиганты с десятилетними научными исследованиями, патентами, сотнями моторных и полевых испытаний, когда молодая китайская компания просто и быстро все сделает и без проблем, а главное за дешево. Цены кстати есть на алиэкспресс. Просто тихий ужас. И опять мы начинаем закупать у кого то. Причем продукт вообще непонятного качества по низу рынка.
Кто уже использует в России пакеты присадок наших китайских друзей, уже разобрали на oil-club и вот что я Вам скажу. Мне правда было обидно за наших производителей, которые оказались в сложной ситуации, но получается, что от безысходности, используя пакет присадок из Китая, зная или не зная, какого качества эти присадки, наши производители полностью переложили всю ответственность на нас и наши двигатели с их кастомными и несертифицированными рецептурами. Никто даже не предупредил нас о смене рецептуры.
Мало того, что такой пакет присадок имеет даже по мнению китайцев, только стандарт API SP, так этот пакет присадок Наши производители заливают во весь свой ассортимент, где как бы, вообще, иные стандарты.
API SP в С3, в A5/B5 и т.д. Да чего мелочиться, масло у китайцев заявлено, например, как 5w30, а наши используют в вязкости 0w20. Ну а что? Гулять так гулять. И чем после этого, подход наших продавцов, которые не убрали с канистр все запрещенные соответствия, отличается от подхода нашего китайского друга? Все то же самое.
Я понимаю, что в свое время пакеты присадок покупали у мировых гигантов из-за официальных допусков и их насыщенностью последними научными исследованиями и испытаниями, но сейчас, парни, вы в Китае покупаете вообще не понятно что.
Может тогда стоит уже свои, кривые косые пакеты присадок покупать в России. Они плюс минус такие же как и китайские. Дешевые и мало чему соответствуют. Зато деньги хоть в России останутся.
К чему приводит остановка производства и сдача станков и оборудования на металл, по принципу, а зачем нам что то делать когда можно купить, мы сейчас наблюдаем.
Вот такая информация к размышлению друзья.
Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.
Группа в VK: https://vk.com/japanexport
Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport
YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw
Наш сайт: http://japanexport55.ru/