Какое моторное масло заливать в гибридные авто и почему?
Я как то незаслуженно обошёл тему моторных масел в гибридные автомобили.
Действительно, если мы посмотрим на рынок автомобилей, то гибридные авто прочно заняли здесь свою нишу. Слаженная работа двигателя, высоковольтных батарей и электромотора обеспечивает заметную экономию топлива относительно классического ДВС, чем и привлекают всё больше людей, особенно в условиях растущих цен на энергоносители.
И я очень рад, что к нам присоединяется все больше владельцев таких автомобилей.
Какие масла нужно заливать в ДВС гибридных автомобилей? Тем более мифов и заблуждений при выборе вязкости моторных масел для гибридных авто, зачастую даже больше чем для обычных. Сейчас объясню почему. А в конце озвучу свои рекомендации по вязкости и интервалам замены.
Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/5f97cb624dcc5c613c7bba32
Пожалуй все владельцы гибридов знают, что производители рекомендуют в них лить маловязкие масла. И 0w-20 это уже не самое жидкое. Не редкость уже и 0w-16 и даже 0w-7.5. Это не секрет и все об этом знают.
Но позвольте задать один вопрос: почему? Почему, именно такая вязкость?
Изначально, маловязкие масла были изначально придуманы, именно для гибридных автомобилей, потому что вся концепция строится вокруг необходимости получения максимальной топливной эффективности.
Именно поэтому и рекомендованные для «гибридов» моторные масла «заточены» под минимальные потери на трение и прокачку. Первая и главная тенденция – снижение вязкости масла. Чем ниже вязкость, тем меньше сопротивление масляной пленки на сдвиг, но, самое главное, на прокачку масла по масляной системе.
Густые масла, классов вязкости SAE 60, 50 и даже SAE 40, как более вязкие жидкости, способны отнимать больше энергии топлива на протекание масла по масляным каналам и его фильтрацию.
Именно поэтому, сейчас, главенствующая, тенденция в разработке моторного масла - снижении его вязкости. За несколько последних лет появились новые классы и вязкость моторного масла вплотную приблизилась воде.
Все это, позволяет немного снизить расход топлива, как следствие выбросы в атмосферу, помним про все ужесточающие нормы экологического стандарта "Евро" ну и бонусом, это позволяет выжать ещё пару лишних лошадок с задушенных экологией ДВС.
И все это хорошо, но при такой низкой вязкости, разработчики двигателей, столкнулись с проблемой снижения защиты двигателей от износа. Параметр HTHS (стойкость масляной плёнки на разрыв) приблизился к 2.6, а это минимально безопасная величина.
Химики нашли решение этой проблемы играя рецептурами пакетов присадок, что собственно и позволило вывести ресурс ДВС на маловязких маслах на более менее приемлемый уровень.
Но вернёмся к нашим "гибридам"
Обычно в них требуются энергосберегающие продукты, классов вязкости SAE 0W-20 или 5W-30 и эксплуатационных классов не ниже API SL-SN, ILSAC GF-5. Интервал замены обычно рекомендуется 10 000 км или раз в 12 месяцев. И в этом кроется первая опасность.
Потому что условия работы ДВС, в составе гибридной силовой установки отличаются от традиционного авто, что только усложняет жизнь моторному маслу. Помимо постоянного переключения с бензина на электротягу, автомобиль часто использует систему «Старт-стоп».
Это нужно чтобы машина выключала двигатель, а когда нужна помощь гибридной установке, могла сразу же стартовать, — это экономит топливо. Но сам факт частой остановки/запуска ДВС повышает риск увеличения износа деталей, потому что циклов завода и остановки двигателя у гибридов в разы больше, чем у обычного автомобиля.
Поэтому перед автовладельцем стоит задача не просто подобрать масло по «мануалу», но и выбрать то моторное масло, которое эффективно отработает в таких непростых условиях необходимый интервал замены, и будет иметь усиленные противоизносные свойства. Это первый момент.
Второй момент и пожалуй главный, весь конструктив ДВС под маловязкие масла заключается не в тонких масло каналах, они совершенно обычные, а в температуре работы двигателя и температуре масла. Из-за работы в режиме «старт-стоп», ДВС в городе не выходит на нормальную рабочую температуру, соответственно масло тоже.
Топливо попадает в масло вместе с водным конденсатом — это требует от моторного масла дополнительное усиление антиокислительных свойств. Двигатель просто не успевает нагреваться. И маслу в таких условиях живётся далеко не так сладко, как многие думают.
Для тех кто не верит, что моторы гибридов недогреты, купите простейший сканер ELM из Китая и через приложение в смартфоне посмотрите температуру двигателя. Увидите что он очень сильно не догревается. Если мне не изменяет память на Toyota Prius — двигатель начинает выключаться по достижению температуры в 60C.
При городском движении температура не поднимается выше 75С, при агрессивном вождении— поднимается к 84С. Но стоит потом проехать метров 200 спокойно— она вновь падает к 70 градусам, стоит остановиться на пару минут — около 65.
Кстати напомню что холостой ход на тех же Prius— 1300 оборотов. И это в 2 раза больше чем на современных Авто. Это опять же к вопросам нагрузки. На других гибридах ситуация будет плюс минус такая же.
Получается так, что из за конструктивных особенностей гибридных установок маслу в двигателях гибридных авто ничуть не легче. Плюс само масло в них недогрето и не выходит почти никогда на рабочую температуру.
Именно поэтому применяется вязкость пониженная, ведь при 50С-60С градусах та же двадцатка по вязкости будет примерно как сороковка. А если у вас ещё и поездки короткие когда мотор и этих температур не достигает. Там вся 60-ка. И все работает заметьте. Для тех кто сомневается в видеоверсии этого материала (ссылка в начале и в конце статьи) можете посмотреть рисунок зависимости вязкости масла от его температуры.
Из за таких тяжелых условий, непрогретое масло срабатывается гораздо быстрее, плюс "старт стопы", повышенный холостой ход, а стоит по морозу чуть прокатиться на электротяге - все тепло выдувает из под капота.
А многие считают, что раз авто ездит часть времени на электротяге и часть нагрузки с мотора забирает ВВБ, то и масло можно спокойно менять через 15 000 км. Кстати от этого моторы гибридов и коксуются. Перепробег на убитом и "холодном" масле - идеально этому способствуют.
С особенностями разобрались, теперь подумаем что же стоит заливать. Если открыть японский мануал, то там будут только 0-20 и 5-30. У Хонда и того ниже 0w-7.5. Но если посмотреть на европейский мануал? там вязкости от 0-20 вплоть до 20w-60. Ужасно да?
Оказывается гибрид может работать и на 20w-60 и это прописано в мануале. Почему так? Потому что вязкость масла меняется от температуры в сотни раз, всё рассчитано и нет там таких каналов, куда бы масло не пролезло, ещё раз посмотрите в европейский Мануал.
Так же указано, что именно на 0w-20 достигается лучшая топливная экономичность и холодный запуск. Ну с этим не поспоришь - так и есть. А так же указано? что при скоростной езде и нагрузках масло нужно заливать более вязкое.
Присадки в маловязких маслах, конечно снижают износ, но работать они начинают уже в режиме граничного трения и не всегда спасают. Я знаю тех, кто летом льет 5w-40 и моторы отлично себя чувствуют, да рекордные цифры экономии не увидеть, но в целом, все в порядке.
Соответственно, я бы рекомендовал на зиму выбирать качественные смазки на PAO+Ester с низкой температурой застывания.
С учетом хронического недогрева "гибридов", лить 0w-20 только качественную. Чтобы Масло выдерживало нагрузки и не разжижалось топливом. Ну и не "загадило" колечки. Интервал замены зимой строго 5-6 тысяч, если короткие поездки и прогревы.
Можно растянуть до 10 000 ккм если есть трассовой пробег. Не рекомендую оригинальные и гидрокрекинговые масла именно в зиму. На которых написано, что это якобы 100% синтетика. Про эту надпись и гидрокрекинг в целом, будут несколько больших статей с разбором этой маркетинговой шелухи.
А вот летом, лучше выбирать вязкость чуть повыше, как правило это 5w-30 особенно в жарких регионах или при езде по трассе и менять строго 7 тысяч. Масло будет прогреваться чуть выше. Летом и ездим побыстрее и температура воздуха не минусовая. Это позволит избежать при нагрузках ненужного износа.
Это мои рекомендации, основанные на всем вышесказанном и личном опыте эксплуатации "гибрида" в суровых Сибирских условиях, где зимой за минус 30, а летом плюс 35.
Пишите в комментарии, на каких гибридах катаетесь Вы, как их утепляете и какую вязкость заливаете? Подписывайтесь на канал, ставь палец вверх если информация была полезной, здоровья вам и вашим близким. Берегите себя. До новых встреч!
Автомобили из Японии и Кореи под заказ: http://japanexport55.ru
Наш Телеграм канал: https://t.me/projectx55
Группа в VK: https://vk.com/club116159268
Купить ТОПовые Масла на PAO + Ester: www.extreme-oil55.ru