Как снизить угар моторного масла?

29 апреля 2023

Признавайтесь, у кого масло "поджирает". Или угорает) Сейчас подумаем что с этим можно сделать.

Расход масла в двигателе – явление не редкое, в связи с чем, поиск решения вызывает повышенный интерес большинства автолюбителей. Вот, например, расход литра масла на 5000 это много или мало? Как считаете? И этот дискуссионный вопрос не закончится никогда. Потому что все очень индивидуально и зависит от конструктива мотора, манеры езды, климата, основы масла, присадок и еще множества факторов.

На что же смотреть, когда выбираешь масло в расчете на его минимальный расход? Давайте разбираться.

Видео версия данного материала с графиками, скринами и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/5f96c19424d0d15a66cfd037

Многие думают, что все масло, попавшее в цилиндр, неизбежно сгорает, но это не совсем так. Масло находится в цилиндрах в виде пленки, оставляемой маслосъемным кольцом. Средняя ее толщина пару десятков микрон, в зависимости от вязкости масла, текущего режима работы двигателя, его изношенности и массы других параметров.

И казалось бы, при огромных температурах в цилиндрах масло должно просто сгорать, но дело в том, что оно лежит тонкой пленкой на поверхности цилиндра, который охлаждается антифризом и поэтому не нагревается до критических температур, плюс само масло забирает в себя, часть тепла.

При активной езде, как правило, доливать масло приходится чаще, т.к. температура в цилиндре возрастает в следствие увеличившейся скорости возвратно поступательного движения поршня и поверхностные слои масла начинают закипать, т.к. маслосъёмное кольцо не успевает его полностью снять со стенки цилиндра.

А еще чаще бывает так, что угар начинается не сразу после замены масла, а где то через 3-4-5 тысяч км. Уверен, что большинство из Вас наблюдали эту картину. Вроде уровень стоит как вкопанный потом "бах" и начинает уходить. Что делать в этом случае я расскажу чуть позже, потому что для начала нам нужно понять, почему так происходит.

Сначала давайте определимся с терминами. Что такое расход масла, а что такое угар.

Расход масла – это явление, связанное с конструктивными особенностями двигателя. И можно этот вопрос сразу закрыть, т.к. некоторые бренды в инструкции по эксплуатации прямо пишут, что, например, 1л на 1000 км – это норма. С этим нужно просто смириться, потому что одни двигатели конструктивно расположены к расходу масла больше, другие меньше. Сюда же можно записать изношенные двигатели или не исправные, расход в которых не вина масла, но это отдельный разговор.

Если ваш двигатель изначально конструктивно не предрасположен к расходу масла, он не изношен, не сопливят сальники и прокладки, то можно предположить, что в вашем моторе масло расходуется в основном на угар.

Угар масла – это именно тот момент, когда на масло воздействуют третьи силы, что и в итоге приводит к его угару. И тут стоит остановиться более подробно.

Ни один параметр напрямую точно вам не подскажет насколько быстро масло будет угорать именно в Вашем случае. Но ожидать меньший угар можно от масла, у которого можно найти для ориентира две косвенные величины. Это Испаряемость масла и температура вспышки. Если первый параметр мало где фигурирует, то температура вспышки указывается во всех спецификациях.

Умные дядьки из крутых лабораторий разработали такой метод испытания – Испарение масс NOAK— это количество масла, которое испарится в течении одного часа при температуре 250С и постоянном потоке воздуха.

NOACK измеряется в %. Чем ниже NOACK, тем выше термостабильность масла при высоких температурах, тем меньше потерь на испарение. На количество испаряемости влияют используемые базовые масла. Рассматривать NOACK отдельно у чистого базового масла смысла нет, т.к. в товарном масле все-таки всегда коктейль из микса базовых масел разных групп и вязкостей.

Например, товарные масла на гидрокрекинге показывают NOACK в среднем от 10%, а на PAO, в среднем от 6%.

Так же, на испаряемость масс влияет и химический состав масла, качество применяемых полимерных загустителей и пакета присадок.

Некоторые считают, что NOACK не показывает реальный расход масла на угар при реальной эксплуатации. Дело в том, что на угар влияют многие факторы эксплуатации, например, разжижение масла топливом или водой, или смешивание с несливаемым остатком отработки — в этом случае угар повышается.

Поэтому диапазон расхода масла для исправного двигателя с различными по качеству маслами может быть очень широким и на него влияют не только конструкция и состояние двигателя, но и режим эксплуатации, температура за бортом и конечно же качество самого масла, ну и не исключаем риск подделки.

Однако, если угар измерять в идеальных условиях, без влияния различных факторов эксплуатации, то меньше будет угорать то масло, у которого ниже NOACK. То есть меньше — лучше. И главное, даже если у Вас будет наблюдаться угар масла, которое изготовлено на базовых маслах PAO+ESTER, знайте, что двигатель с большой долей вероятностью останется чистым, в сравнении с маслами, изготовленными на минеральной и гидрокрекинговой основе.

Также на чистоте Вашего двигателя, при угаре, положительно скажется факт того, если производитель масла не только кладёт качественный полимерный загуститель, но при этом в умеренном % соотношении, в противном случае, некачественный полимерный загуститель добавленный в большом количестве может быстро сработаться и привести также к высокому угару, и, в следствие чего, растёт риск залегания колец, образуются лаковые отложения и т.д.

Да друзья, дешевый полимерный загуститель, способен здорово загадить двигатель.

Я часто слышу фразу: «Зачем мне дорогое масло, я лучше буду почаще менять дешёвое», но ребята, дешёвое масло при определённых условиях и нагрузках просто развалится и нагадит так, что замучаетесь потом пользоваться раскоксовками. Что мы неоднократно показывали.

Наблюдения специалистов показывают, что при нагреве масла в двигателе свыше 120 градусов, пусть даже на небольшое время, в масле уже начинаются необратимые процессы связанные с деструктивным воздействие высокой температуры на характеристики присадок, которые быстро срабатываются и теряют свои свойства.

Дорогие продукты с дорогими компонентами на то и дорогие, потому что имеют запас прочности по температуре воспламенения и термостабильности, которые бывают очень необходимыми при критических нагрузках. Приятно же и спокойно осознавать, что при нагрузках, нет смысла переживать за состояние масла, если в нем уверен.

Что касается показателя температуры вспышки, то она весьма неплохо отражает склонность масла к угару. При этой температуре происходит воспламенение паров с поверхности маслянной пленки при воздействии открытого огня ( то есть пламени от сгорания топлива). Зависит она от состава масла, чем больше в нем легких фракций, тем ниже температура вспышки.

На гидрокрекинге в среднем это температура в районе 220 градусов, масла на PAO уже от 230 градусов Цельсия и выше.

Я думаю, всем понятно, что если у вас пенсионерский режим эксплуатации, при этом не высоконагруженный температурно двигатель, то обычных масел на гидрокрекинге Вам будет предостаточно.

Но если у вас, пробки, жарко, или вы любите нажать на педаль, то готовьтесь к угару, на маслах с эконом рецептурой он будет. Особенно это касается немцев, вагов и всех авто с теплонагруженными моторами. Я не раз приводил примеры. Особенно часто этому способствуют забитые радиаторы двигателя? Когда вы промывали их со снятием в последний раз?

Поэтому на вопрос какое масло меньше всего будет расходоваться именно на угар можно ответить так, что легче всего ориентироваться на температуру вспышки, чем она выше, тем лучше, 230 уже хорошо, а если выше, то отлично, косвенно можно смотреть на НОАК, если найдёте, чем ниже, тем лучше.

Так же следует помнить, что температура вспышки различна для масел разных групп вязкости. Поэтому сначала нужно подобрать правильную вязкость, которая подойдёт вашему мотору именно в ваших условиях эксплуатации, диапазоне температур, стилю вождения и так далее. А уже потом выбирать наибольшую температуру вспышки.

Если угар у вас появился не сразу, а через 3-4 тысячи км., то, в первую очередь, нужно убедиться в том, что двигатель технически исправен.

Очень показательна одна история, которую мне недавно рассказали. Владелец очень долго боролся с внезапно начавшимся жором масла. Перепробовал кучу масел и раскоксовок. По факту толковый электрик все же вычислил глючивший ДМРВ. Он давал обедненную смесь, отсюда детонация и повышенная температура ЦПГ, соответственно повышенный угар. Масло перегревалось и горело. После замены ДМРВ на исправный расход масла стабилизировался.

Еще очень часто повышенный расход масла дает забитый клапан вентиляции картерных газов, не лишним будет проверить его работоспособность.

Поэтому, если есть проблемы с мотором вы хоть какое масло залейте, толку не будет. Про двигатели со старыми и изношенными сальниками, прокладками, маслосъёмными колпачками даже говорить нечего, через них будет сочиться масло одинаково, что с низким NOACK, что с высоким.

Но в большинстве случаев в угаре масла через 2-3-4 тысячи, виновато топливо, попавшее в это самое масло. Эффект разжижения топливом присутствует у большинства современных моторов, особенно когда преобладают короткие поездки или зимний "недогрев" двигателя до рабочей температуры масла.

Соответственно, чем выше качество и крепкость масла, тем дольше оно будет сопротивляться разжижению, а слабенькие масла быстро потеряют свои свойства и начнут угорать раньше.

Для профилактики стоит попробовать промыть топливные форсунки. Возможно, льющие форсунки быстро убивают ваше масло.

Частая проблема угара связана еще с тем, что большинство автовладельцев ленятся промывать масляную систему от остатков старого масла. А ведь свежее масло смешивается с жижей черного цвета, в которой уже присутствуют в огромных количествах разного рода кислоты, отложения, металлы и т.д. И хорошо, если в картере у Вас будет 100-200 грамм, но а если больше, например, от 1 литра в масляном радиаторе или интеркулере? Поэтому меняйте масло вовремя, сливайте по максимуму иначе новое масло будет очень быстро убито старым.

Если масло стоит ровно 2-3 тысячи а потом начинается угар, масло исчерпало свои свойства. Его разжижило топливо, или повышенная температура из за забитых радиаторов, возможно глухая защита днища влияет на продувку моторного отсека, но важно, одно, на масло что то влияет и ускоренно окисляет его. Ищите причину.

И напоследок. Ставьте машину на ровной поверхности перед замером уровня масла. А то часто бывает, что из-за этого делаются очень неверные и поспешные выводы. И не проверяйте масло на холодном двигателе. Самый правильный способ это через 5 минут после остановки прогретого двигателя.

Берегите себя и своих близких, любите свои авто.

Автомобили из Японии и Кореи под заказ: http://japanexport55.ru
Наш Телеграм канал: https://t.me/projectx55
Группа в VK: https://vk.com/club116159268

Купить ТОПовые Масла на PAO + Ester: www.extreme-oil55.ru

Вернуться к новостям
Товары к этой новости