Как система «Start-Stop» убивает наши моторы
Заглох - завелся. Раньше это было признаком водителя-новичка, сейчас - наличия системы Start-Stop.
Под давлением экологов, инженеры вынуждены постоянно внедрять самые разнообразные системы призванные снизить расход топлива и как результат - вредные выбросы в атмосферу. Одна из них - Start-Stop. Или Stop-Start, что правильнее.
Почему она активно применяется на современных автомобилях, в чём ее плюсы и минусы и почему, она так не нравиться водителям. Давайте разбираться.
«Старт-Стоп» называют все системы такого рода, хотя в действительности, в зависимости от марки и модели автомобиля, конструктивно, этот функционал может быть устроен по-разному.
Эффективность также может сильно различаться. При этом, принцип действия будет общий: глушить двигатель при каждой остановке, экономя при этом топливо и снижая выбросы в атмосферу. Звучит неплохо. Но, как водится, есть нюансы…
Во время остановки система не просто глушит двигатель, а руководствуется чёткими алгоритмами. Для этого снимаются показания с датчиков вращения коленчатого вала, учитывается энергопотребление и степень зарядки батареи, температура забортного воздуха и еще множество других параметров.
Питание электрических потребителей не отключается — у вас по-прежнему будут работать магнитола, климатическая система и всевозможные электронные потребители. Как только уровень заряда аккумулятора упадёт до заданного значения, система автоматически перестанет функционировать, равно как и при слишком низкой температуре воздуха или охлаждающей жидкости.
Кстати, первые системы отключения двигателя появились ещё в 70-х годах прошлого века и впоследствии успешно применялись на автомобилях Toyota, Volkswagen, Fiat и Citroen, правда тогда они не стали массовым явлением, как сейчас.
Внедрение Start-Stop стало настоящей головной болью для инженеров-двигателистов. Да и бесплатных пирожных не бывает. Как бы странно это не звучало, за возможность экономить, нужно сначала заплатить.
При использовании системы Start-Stop многократно возрастает число циклов запуска ДВС, что предъявляет повышенные требования к мощности аккумулятора, генератора и стартера.
Поэтому классический свинцовый аккумулятор не сможет долго выдерживать десятки (если не сотни) запусков двигателя в день. Именно поэтому на машинах с системой старт-стоп в большинстве случаев применяют батареи, изготовленные по технологии AGM и EFB.
Они имеют низкий саморазряд, не требуют какого-либо обслуживания, не боятся глубоких разрядов и способны быстро как отдавать так и принимать большое количество энергии.
Но и стоимость такого аккумулятора заметно выше, а подобрать дешевый аналог при необходимости замены - трудно.
То же самое касается и стартера. В режиме «старт/стоп», запусков может быть сотня в день. Естественно, скорость износа механизма возрастает.
Конструкцию пришлось усилить установкой более мощных опорных подшипников, изменением материала шестерни, использованием многослойных щеток, что сразу, как вы понимаете, отразилось на его стоимости.
Новая эволюция стартеров под систему старт стоп вообще подразумевает – «постоянно включенный» стартер. Расцепление шестерен не происходит. Он проворачивает коленвал при запуске, а далее работает как генератор. Цена подобного стартер генератора – совсем не гуманная.
Кстати, генератор тоже увеличенной производительности. Это же может касаться и приводного механизма (ремня и роликов).
Необходимость провернуть коленвал с находящимся на нем в состоянии покоя маховиком, создает огромное давление на коренной подшипник и вкладыши шатуна. Поэтому, для снижения трения пришлось наносить полимерное покрытие на коренные и шатунные вкладыши коленвала. Использовать более мощный коренной подшипник.
Вибрацию при запуске поглощают усиленные подушки крепления двигателя.
Стоимость же технических решений, для двигателей с турбонаддувом дополнительно задирают вверх компоненты, предотвращающие коксовывание масла в подшипниках турбокомпрессоров.
Это дополнительные температурные датчики, которые не позволяют отключать двигатель при достижении турбиной определенной температуры. Это электромаслонасос подающий смазку к турбине даже после остановки мотора.
В конечном итоге, функционирование Start-Stop пришлось обставить целым рядом ограничений, главное из которых — уровень заряда аккумулятора, температура воздуха «за бортом» и самого двигателя.
Впрочем, в зависимости от авто и вариантов исполнения системы, Stop-Start может не учитывать режим движения перед остановкой и готов заглушить двигатель даже после динамичной езды с работой двигателя на высоких оборотах и с хорошей нагрузкой. Спасибо за это не скажет даже "атмосферник", турбомотор - подавно.
Автопроизводители в этом проблемы не видят (то ли полагают, что подобные режимы - редкость, то ли знают, что гарантийный срок двигатель выдержит). Но все же рекомендую во время "отжига" выключать систему Stop-Start, чтобы не мучить мотор резкой остановкой.
В целом, с надежностью и ресурсом всех этих деталей проблем нет. Весь в опрос в том, что внедрение системы, которая по идее должна экономить ваши деньги на топливо, забирает их в гораздо большем объеме для производства такого автомобиля.
Как известно, любая технология стоит денег. При этом, далеко не всегда она окупается. В случае с системой «Старт-Стоп» на то, чтобы «отбить» её наличие, вам потребует отъездить на машине не одну сотню тысяч километров.
А с учётом массового внедрения подобных систем даже в бюджетные авто, экономия получается и вовсе сомнительной.
Может быть система позволит экономить второму или третьему владельцу? Поможет. Ровно до момента, замены АКБ. Или не дай бог стартера.
Всё что наэкономила система, придётся отдать за более качественные и дорогие комплектующие для ремонта. А то и больше.
Кстати, а что там с экономией?
Заявляемая автопроизводителями самая оптимистичная экономия топлива от 2 до10 % получена при проведении стендовых испытаний по европейском циклу запаса хода NEDC, который в 2017 году сменили на... более реалистичный WLTP.
Так или иначе при движении в городе с частыми остановками на светофорах и в пробках с помощью Start-Stop реально сэкономить примерно 0,5 литра топлива на 100 км. Правда в реальной эксплуатации, например, дизельный Volkswagen Passat 2.0 показал снижение расхода аж… 0,1 л/100 км!
Но это не все вопросы, которые есть к этой системе.
Многим водителям не нравиться что стартстопные авто откровенно «спят» на перекрестках, да и с экономией бензина тоже вышла беда как мы уже поняли.
Журналисты немецкого AutoBild взяли на тест 15 автомобилей с системой start/stop и поставили простейший эксперимент: решено было замерить задержку старта со светофора.
Иными словами, в расчет брали время разгона машины до 20 км/ч при включенной и выключенной системе. В первом случае мотор на светофоре был обесточен автоматикой, а во втором — работал на холостых оборотах, как обычно.
К примеру, до зачетных километров в час Mazda CX-3 разгоняется с автоматикой за 3,15 с, хотя без нее делала то же самое всего за 1,54 с! Система ухудшила разгон вдвое, скушав 1,61 с!
Немногим лучше дела шли у Volkswagen Polo (дополнительная задержка — 1,48 с) и Hyundai i30 ( задержка 1,12 с).
На этом фоне потеря всего лишь в 20% выглядит уже шикарно. Именно так себя показали Audi A4 и Porsche 911 Carrera. А Mercedes-Benz GLC 250 4Matic вообще красавчик: он задержался всего на 0,08 с.
Будущего владельца автомобиля никто не предупреждает о подобном ухудшении динамики. На оживленных перекрестках это может быть важно. Просто, плати деньги за инновацию и не думай о том, сколько природных ресурсов дополнительно угроблено при производстве всех этих наворотов. И сколько плюсом за это придётся заплатить.
Система Stop-Start нужна только производителям - она помогает им вписаться в жесткие экологические требования при прохождении стендовых испытаний. Всё. Никакой другой функции она не несёт.
А расплачиваться за всю эту радость придется владельцам хорошо поездивших экземпляров, переплачивая за более дорогой аккумулятор, ремонт или замену стартера либо реверсивного генератора.
Поэтому на своих авто, эту систему я сразу отключаю. Как и ECO режим. Ещё одна интересная функция кстати, но о ней в следующий раз.
Вы вероятно скажете: "Хватит наговаривать! Автопроизводители не дураки, инженеры, все рассчитали!"
Но остается вопрос: Рассчитали в чью пользу? Не забывайте, что автобизнес в первую очередь - именно бизнес и основная цель продавать как можно больше автомобилей.
В 21 веке, никто уже больше не производит машины которые могут ездить десятилетиями и наезжать за это время многие тысячи километров. Сейчас все жёстко лимитировано. Хочешь ездить - покупай новый автомобиль.
А не хочешь, переплачивай втридорога за запчасти и мучайся. Ничего личного просто бизнес.
Выбор за вами друзья. Мы поможем подобрать лучшие лучшие рецептуры моторных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.
Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Новые авто из Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.
Группа в VK: https://vk.com/japanexport
Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport
YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw
Наш сайт: http://japanexport55.ru/