Как газ убивает Ваши моторы. Вся правда о ГБО.

05 мая 2023

Cегодня будем разговаривать про газовое топливо. Существуют как сторонники так и ярые противники этого альтернативного вида топлива. Поэтому, давайте сегодня разберем все мифы, легенды и грабли на которые можно наступить решив газифицировать свой авто.

Потому что многие хотят поставить газ, но боятся. А тем временем цены на бензин идут только вверх.

Говоря о газобаллонном оборудовании для легкового автомобиля, мы, прежде всего, имеем в виду сжиженный нефтяной газ – то есть пропан-бутановую смесь.

Пропан-бутан подходит для легковушек лучше, чем еще более дешевый сжатый природный газ метан. Да метан еще дешевле пропана, но почему же он не подходит для легковушек?

Дело в том, что пропан требует для установки одного компактного и легкого баллона, в нем газ транспортируется под давлением в 10-15 атмосфер. А вот сжатый до 200 атмосфер метан, приходится хранить на борту в нескольких тяжелых баллонах с толстыми стенками, и его чаще всего применяют на грузовиках и автобусах.

Дополнительным стоп фактором в непопулярности метана является отсутствие хоть какого то минимального комфортного количества ГАЗС. Поэтому в данном видео рассматривать его не будем.

Но прежде чем ломать голову опасно ГБО для Вас и вашего мотора или нет, сначала нужно в целом определить, экономически целесообразно вам устанавливать ГБО или нет.

Если нет, а такое вполне может быть, то множество вопросов сразу отпадает. Но однозначного ответа на этот вопрос - нет. Нужно считать в каждом конкретном случае. Годовой пробег, объем мотора, как текущий расход бензина так и планируемый на газу, стоимость топлива, стоимость как самого ГБО так и его установки на конкретный авто и так далее.

Плюс минус точный расчет окупаемости можно сделать через on-line калькулятор на одном из сайтов, посвященных «газовой» теме.

Абсолютно невыгодно устанавливать газобаллонное оборудование на автомобили А-класса и некоторые хетчбэки В-класса. Они и сами по себе потребляют не очень много топлива, поэтому экономия от ГБО будет едва заметной, а место в багажнике, которого у таких авто и так в обрез, после установки баллона исчезнет почти полностью.

Так же существует общее мнение, что если ежегодный пробег меньше 10 000 км, и расход топлива до 12-13 литров на 100 км., то ставить ГБО точно не стоит.

Сроки окупаемости будут слишком велики. Но допустим, газовый калькулятор показал вам заманчивые цифры окупаемости и экономии, и вы начали читать отзывы и погружаться так сказать в вопрос.

Причем уже давно газифицируется не только подержанный премиум-класс, но и новые автомобили эконом сегмента. А если у вас UAZ Patriot или «ГАЗель», то о ГБО задумаешься поневоле – расход легко переваливает за 20 литров, а машины – бюджетные, и их редко покупают «сильно богатые» люди.

Кстати, новые джипы от иностранных брендов тоже довольно часто можно встретить на ГАЗС. Современные газотопливные системы могут работать в числе прочего и с современными многолитровыми бензиновыми моторами крупных дорогих автомобилей.

Сейчас гарантированно, кто то поморщился. Мол 5-7 миллионов на авто нашли, а на бензин денег нет. На самом деле, очень спорное заявление. Пока, кто то гордо заявляет, что зарабатывает достаточно, чтобы ездить на бензине с расходом выше 20 литров, те дяденьки экономят кучу денег при езде на газу, ведь расход у таких джипов не маленький. И они становятся еще богаче. Это так на заметку. Ну а теперь, поговорим о мифах, легендах и минусах.

Пожалуй самый пугающий минус – Газ может взорваться. И машина с газовой установкой на борту – это бомба на колесах.

На самом деле, бензиновый автомобиль представляет не меньшую опасность, чем газовый и уже давно доказано, что воспламенение вытекающего бензина происходит легче, чем вытекающего газа, потому что пропан бутановая смесь в атмосфере плохо смешивается с воздухом.

Более того, производители ГБО давно разработали систему многоступенчатой защиты и предусмотрели все внештатные ситуации. Авто с ГБО попадают в аварии каждый день, так же как и бензиновые и ничего массово не взрывается и не сгорает.

Во-первых, баллон рассчитанный на давление 16 атмосфер, в несколько раз прочнее бензобака, и в случае ДТП вероятность деформации и разрушения баллона невелика.

Во-вторых, на случай аварийной утечки из поврежденного трубопровода например на бездорожье или той же аварии, на баллоне имеется предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа.

В-третьих, на случай пожара (и перегрева баллона вообще) предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давление в атмосферу - чем предотвратит взрыв.

Поэтому если ставить газ, как положено, не использовать дешевые клапаны и комплектующие, не пускать криворуких установщиков, то все в плане взрывоопасности будет нормально.

И даже если появится какая то небольшая утечка газа, на которую не сработают автоматические аварийные клапаны, то в этом случае среагируют органы обоняния человека. Отдушка, добавляемая в пропан-бутановую смесь, делает заметным вытекающий газ с первых секунд. И это повод немедленно посетить газовый сервис.

Отсюда и вытекает следующий миф что: Газифицированные автомобили пахнут газома проще говоря - воняют.

Я бы уточнил – НЕИСПРАВНЫЕ газифицированные автомобили пахнут газом. Равно как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Резкий ароматизатор для того и добавляется в газ, чтобы малейшее нарушение герметичности трубопровода стало заметным и водитель обратился на СТО или хотя бы перекрыл выходной клапан на баллоне.

Выхлоп автомобиля с ГБО также может иметь непривычный запах, и это также сигнал, что машина просится на прием к специалистам. У авто с правильно установленным и отрегулированным, исправным ГБО, запаха газа чувствоваться не должно ни внутри машины, ни снаружи.

Говорю как человек, который отъездил на ГБО 7 лет. Далее у нас идет пожалуй самый ожесточенно обсуждаемый вопрос:

Установка ГБО уменьшает ресурс двигателя, и совершенно точно прогорят клапана.

Расскажу, откуда пошла эта история. И это не миф. Клапана реально прогорали. Во времена карбюраторных автомобилей, массово ставилось ГБО 2 поколения, где отсутствовали газовые форсунки и водитель сам буквально одним винтиком мог регулировать количество газа, поступающего из редуктора в двигатель.

Многие водители ошибочно полагали, что раз мы поставили ГБО для экономии, так давайте это уже делать по полной - меньше газа запустишь в цилиндры - будет и меньше расход! Собственно так оно и было, но вот только смесь получалась обедненная, с повышенным содержанием кислорода и параметры ее горения сильно отличались от того, что было запланировано.

На авто с ГБО 2 поколения, лично мне, установщик строго настрого запретил трогать винты регулировки подачи смеси, если что не устраивает - сразу к нам!

И массовые прогары клапанов как правило были у таксистов и газелистов, которые заправляли авто за свой счет и всячески пытались экономить.

И это не вопрос к ГБО, это вопрос к его настройке и жадности владельца. В результате, действительно имел место вред для двигателя и его компонентов.

Уже позже, во времена ГБО 4-го поколения, которое стали ставить на инжекторные автомобили - эта проблема так же могла быть, при условии неправильной настройки оборудования.

Водители, уже не могли самостоятельно поправить настройки смеси (и это хорошо), а вот установщики всё ещё могли совершить ошибку. Но уже сам факт того, что водитель не мог так просто нарушить баланс подачи газа, количество неисправностей резко сократилось.

Так же, из-за большего времени горения газа, выпускные клапаны испытывают увеличенные тепловые нагрузки, и чтобы они не «пригорали», нужно чаще обычного контролировать зазоры в их приводе (это справедливо для моторов без гидрокомпенсаторов в ГРМ).

Рекомендуется проводить регулировку клапанов в 2 раза чаще, чем это прописано в регламенте обслуживания вашего автомобиля. И тут опять человеческий фактор. Знаю владельцев, которые никогда на бензине то клапана не регулировали, а на газу нужно и того чаще. А потом опять кто то скажет - газ убил мой мотор, прогорел клапан… Во всём виноват газ...

Еще один момент – некоторым моделям современных двигателей особенно «не нравится», что их клапаны при работе на газе? не охлаждаются и не омываются бензином.

Для них, при грамотном подходе, приходится включать в комплект ГБО систему подачи в коллектор специальной смазки снижающую температуру горения смеси. К счастью, абсолютного большинства из распространенных моделей двигателей это не касается. Но все же.

Высокооборотные двигатели (например, Honda) также могут требовать особого подхода – специальных форсунок или дополнительных датчиков. Некоторые комплекты ГБО решают вопрос высоких оборотов упрощенным образом – автоматически переводя двигатель на бензин при раскрутке более чем 4000 оборотов в минуту.

Еще в современных системах, есть режим сбережения клапанов , через некоторое количество тактов впрыскивается бензин. Все это настраивается индивидуально под конкретный двигатель, учитывая его специфику. Одним словом, квалифицированным установщикам эти проблемы известны и они их легко решают. И ничего прогорать не будет! Ключевое слово квалифицированным.

Но резюмируя все вышесказанное, основа для спора о том, что ГБО опасно и вредно для двигателя все же есть.

Потому, что все беды не от газа, а человеческого фактора. Полно сервисов, которые ставят как попало оборудование, собирают его из сборной солянки, используя дешевые компоненты, не верный подбор форсунок, редуктора или настройку газового ЭБУ.

Нюансов установки может быть очень много. Например, от правильности установки форсунок и электронного блока управления зависит эффективность и точность работы всей системы. Форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор. В противном случае автомобиль потеряет в динамике, особенно при необходимости резких ускорений, да и расход газа будет большим, чем мог бы быть.

Новые форсунки при установке нужно регулировать, а мало кто это делает, или длина шлангов к форсункам должна быть одинаковая, да там сотни причин могут быть. Плюс по каждой модели как правило свои нюансы и тонкости.

И самое главное, что вы должны знать - клапана и ничего другого не прогорает на качественном, правильно установленном и грамотно настроенном оборудовании. Если прогорело, значит что то было не так.

Что касается Мощности двигателя при работе на газе, вроде как она гораздо ниже, поэтому динамика автомобиля ухудшается при установке ГБО.

Доля правды в этом есть. Из-за разных характеристик бензина и пропан-бутановой смеси, тягово-скоростные характеристики ДВС при работе на газе снижаются. Но как показывает практика и замеры, разница обычно составляет в среднем около 10%, и на практике водитель ощущает ее далеко не всегда.

Для двигателя с качественно и корректно настроенной газовой аппаратурой, даже начальных поколений, потеря мощности не превышает 15%. Если же у вас стоит правильно установленное четвертое или пятое поколение газобаллонного оборудования, потери мощности минимальны и практически большинству водителей не заметны.

К тому же, на величину падения мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. При вашем желании опытный настройщик сделает вам динамику на газе, почти сопоставимую с бензиновой, но в таком случае может существенно вырасти и расход газа. Вроде как, а где же тогда экономия? но при активной езде и расход бензина можно легко раза в 2 увеличить, так что экономия все равно будет.

Просто в некоторых случаях это будет дороже. Так, форсированным моторам могут понадобиться особый блок управления, форсунки и детали газовой магистрали повышенной пропускной способности и баллон большой емкости.

Но все что я сказал про динамику, опять же справедливо, только при качественных компонентах, установке и настройке. При этом авто на газу будет ехать заметно хуже если:

1) Вам неправильно подобрали оборудование, несоответствующее мощности вашего авто. Каждый комплект рассчитан на определенный объем двигателя, определенную мощность автомобиля и на определенное количество цилиндров. От этого зависит цена.

Кроме того, многие экономят на качестве, количестве и диаметре трубок, хомутиков и фитингов при установке. Качественные, фирменные комплекты газобаллонного оборудования комплектуются всем необходимым для монтажа, вплоть до гаек и граверов. На это необходимо обращать особое внимание.

Так же, важно убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, чтобы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы.

2) Если блок управления неправильно настроен. Из-за этого также будет повышенный расход газа.

Поэтому, скажу одно, если все подобрано, поставлено и настроено правильно, то разницы, как таковой, между газом и бензином вы не ощутите. Да и ставится ГБО на автомобиль не для того, чтобы стартовать с перекрестка с двух педалей в отсечку. Для этого, всегда можно переключится на бензин.

Так же ГБО нужно делать техническое обслуживание, которое, якобы «съедает» всю экономию.

Действительно, как и любое другое оборудование, ГБО нуждается в периодическом плановом обслуживании. Раз в 15 000 км. необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30 000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60 000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.

Цена такого ТО около 2 000 рублей, поэтому самый существенный недостаток его в том, что для него нужно найти время.

В чем разница между поколениями ГБО?

Последним на сегодняшний день поколением ГБО является пятое, однако и четвертое поколение по-прежнему пользуется большим спросом. Разница между 4 и 5 поколением лишь в элементах подачи газа и в системе управления.

Если коротко, то ГБО-4 — это система с распределенным синхронизированным впрыском газа, а в ГБО-5, газ поступает непосредственно в цилиндры в сжиженном состоянии такой вот прямой впрыск газа.

К преимуществам систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель и эти системы более экономичные.

Зато к недостаткам системы можно отнести ее высокую чувствительность к грязному газу, техническую сложность и соответственно низкую ремонтопригодность.

Если вы посчитали и приняли решение поставить газ, не бойтесь – ставьте. Но дам вам совет.

Уделите время на поиск проверенных крупных сервисов по установке, поговорите с мастером, что будут ставить, как, какие тонкости по настройке блока управления, избегайте дешевых комплектующих, иначе все страшилки про газ могут стать явью.

Берегите себя до новых встреч!

Автомобили с аукционов Японии и Южной Кореи. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.
Наш сайт: http://japanexport55.ru/
Группа в VK: https://vk.com/japanexport
YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Купить ТОПовые Масла на PAO + Ester: https://extreme-oil55.ru/
Наш Telegram канал: https://t.me/projectx55

Вернуться к новостям
Товары к этой новости