Что такое Чёрный лёд и как на нём не разбиться? Когда Шипы не помогут...
А Вы знаете, что такое черный лед? Думаю, немногие слышали об этом явлении. И недооценивать эту опасность не рекомендую никому, потому что это одна из самых страшных ситуаций которая может поджидать вас в пути. Немало автолюбителей попали из-за него в серьезные аварии. Потому что самое опасное оружие чёрного льда – эффект неожиданности.
У этого типа льда есть множество названий, но все они так или иначе раскрывают его особенность – чёрный лёд, мокрый лёд, Black ICE.
По факту это очень тонкий слой прозрачного льда. Именно по этой причине он и сливается с дорожным покрытием и его почти невозможно увидеть. Отсюда и название – черный лед, потому что он выглядит черным, как цвет дорожного покрытия, на котором он образуется.
Вся проблема в том, что эта тончайшая плёнкой льда, мало того, что очень скользкая, так при этом ее абсолютно не видно. Водитель думает, что под колёсами его автомобиля находится чистый асфальт, который по факту оказывается катком, с которым не может справиться большинство водителей даже на самых топовых шипованных шинах.
Где и когда образуется чёрный лёд
Чёрный лед возникает в абсолютно любом месте дороги при околонулевой температуре – как правило, ближе к вечеру или ранним утром. Явление напрямую связано с резкой сменой погоды.
Например днём, температура воздуха немного превышает нулевую отметку, и в воздухе конденсируется очень много влаги. Она оседает на дорогу и полностью покрывает её тончайшим слоем черного льда, который выглядит просто как влажная дорога.
В отличие от ледяного дождя, который может казаться белым или полупрозрачным из-за захваченных пузырьков воздуха, этот лёд вообще визуально себя не выдаёт. При этом он формируется не пятном – а обычно он захватывает всю ширину дороги.
А как вы понимаете, это очень опасно. Водители его не замечают и соответственно заранее не снижают скорость и не выдерживают безопасную дистанцию. А при любом маневре следует полная потеря управления, в результате чего вы рискуете довольно быстро оказаться либо в кювете, либо на встречке с непредсказуемыми последствиями.
Наиболее опасными участками в плане образования чёрного льда являются холмистые или хорошо продуваемые ветром дороги, мосты и виадуки, участки перед пешеходными переходами и перекрёстками. А так же там, где мало дневного солнечного света.
Что делать если попали на черный лед?
Многие водители замечают чёрный лёд только тогда, когда автомобиль либо начинает терять управление либо уже его потерял..
И далее по идее нужно дать перечень советов, как правильно управлять автомобилем на скользком покрытии. Но мы даже не будем тратить на это время.
Почему?
Во первых. В критической ситуации гораздо быстрее срабатывают рефлексы, а не мозг. Соответственно рефлексы активируют навыки. И они либо у вас есть, либо у вас их нет.
Времени вспоминать, что нужно делать у вас не будет. Будет уже поздно. А если и вспомните, то без навыков это все равно обречено на провал.
Более того, Вы должны понимать, что все автомобили реагируют на скользкие и ледяные дороги по-разному. Разделять их по типу привода недостаточно. Переднеприводной седан, джип и универсал будут вести себя по разному. С полным приводом так вообще все сложно. Из за различных схем реализации момента на осях управление ими будет в корне отличаться.
У каждого авто будет своя специфика, даже у одинаковых. Влияет все. Какие шины установлены, настройка усилителя рулевого управления, особенности развесовки и подвески автомобиля, ее износ в конце концов.
По этой причине очень важно знать, как ведет себя на скользких покрытиях именно ваш автомобиль. Я рекомендую в начале зимнего сезона обязательно потренироваться на пустом заснеженном или покрытом льдом пространстве. Хотя бы просто понять, как ведет себя ваш автомобиль в нестандартной ситуации.
В идеале взять хотя бы пару уроков контраварийного вождения, где инструктор расскажет особенности поведения именно вашего автомобиля. Учитывая его специфику.
С другой стороны, даже мастерством, законы физики не обманешь, чёрный лед не только не видимый, но и очень скользкий.
Так что же делать?
Зима — сам по себе очень непростой период для управления автомобилем. Чтобы ехать безопасно, водитель должен понимать, чем он занят, какое покрытие под колесами и уметь прогнозировать ситуацию наперед. А не в телефоне залипать, держа руль одной рукой. Один глаз на дорогу, другой на телефон.
На самом деле, многое о состоянии дороги вам поможет понять просто наблюдательность. Пока идете от офиса до парковки обратите внимание, в каком состоянии находится дорожное покрытие. Это не сложно.
При выезде с парковки осуществите пробное торможение. Разумеется, на невысокой скорости и вне плотного трафика. Сразу услышали звук работающей ABS? Это означает, что поверхность под колесами имеет очень слабое сцепление.
В первые пару минут движения обращайте внимание, как ведет себя автомобиль, какого цвета дорога. Видите темные пятна на ее поверхности или блеск – уже есть повод для тревоги.
Если же у вас сложилось впечатление, что автомобиль, стал вяло реагировать на руль, руль стал очень легким, снизился шум шин но при этом дорога визуально чистая, то скорее всего, вы попали на чёрный лёд. Поэтому не врубайте сразу на полную музыку, послушайте сначала звуки автомобиля. Это бывает Полезно.
Еще одним маркером черного льда является ситуация когда покрытие кажется вам влажным, а из-под колёс едущего перед вами автомобиля не летят брызги, в этом случае с большой долей вероятности вы явно едете не по воде, а по невидимому льду. Плавно снижайте скорость.
Кстати я сам 2 раза неожиданно попадал на черный лёд, оба раза на трассе, и оба раза в результате невнимательности.
Главное условие безопасного движения по чёрному льду – небольшая скорость. Если вы заметили, что состояние дороги далеко от оптимального, при малейшем подозрении снижайте скорость.
Если вы находитесь на трассе - Единственно верным решением при встрече с чёрным льдом остановиться на вынужденный отдых. Ищите сверток с дороги и уезжайте хотя бы метров на 30-40 от трассы.
Съехав подальше со скользкой дороги, вы обезопасите себя от внезапного «лётчика» со встречки. Сзади кстати тоже могут догнать и не слабо. Другие водители могут даже не осознавать, что мчат по льду с большой скоростью. Стоять на обочине в местах образования чёрного льда - смертельно опасно. Это также нужно понимать и учитывать.
Опытные водители с наступлением осени заранее меняют стиль вождения на более размеренный и плавный. О резких перестроениях, разгонах и торможениях нужно забыть и увеличить дистанцию. Зима может не простить банальную ошибку или не внимательность, которую летом вы бы даже и не заметили.
И если водитель будет выезжать из дома с пониманием всего этого, я думаю, многих проблем удалось бы избежать. Например, не дожидаться, пока на пешеходном переходе появится человек, а реагировать на его приближение заранее.
Ну и конечно хорошие шины будут являться надежным помощником на непредсказуемых зимних дорогах. Инвестируйте лучше в хорошие шины, а не музыку и красивые диски.
И кстати, оформите страховку, если у вас ее нет. В аварии попадать никто не планирует, но тем не менее они случаются. А из последних 10 ДТП в которые попадали мои знакомые только у двух виновников была страховка. Расколотить фары и бампер даже бюджетному корейцу по текущим ценам будет стоить тысяч 100-150. И не дай бог подбить бизнес класс или премиум.
И самое главное, берегите себя, берегите своих близких, будьте внимательны за рулем подписывайтесь на канал скоро увидимся, до новых встреч.