Что лучше заливать – Тосол или Антифриз? Почему ТОСОЛ опасен.
Существует мнение устойчивое мнение, что Тосол — это охлаждающая жидкость, для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. И с этого момента начинается всё самое интересное.
Видео версия данного материала с графиками и иллюстрациями: https://dzen.ru/video/watch/62fe16ace4b0665788f4c4c7
Он Вам не ТОСОЛ!
В настоящее время производиться огромное количество разновидностей «Тосолов». Но мало кто знает, что Тосол который выпускается с 90-х годов по настоящее время, не имеет абсолютно никакого отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР. И вот почему.
Тосол - Это наименование конкретного отечественного антифриза, разработанного в начале 70-х годов в НИИ органической химии и технологии, в отделе, который назывался -ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол. «ол» означает принадлежность к спиртам). Полное название, которого - Антифриз «Тосол-А».
Он был разработан для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского аналога охлаждающей жидкости.
Тосол выпускался только на государственных предприятиях. Он прошел испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски и был отличной охлаждающей жидкостью по тем временам.
Но после распада Советского Союза, государственные предприятия испытывали не самые легкие времена, в том числе и производящие ТОСОЛ. Его производство было прекращено.
«Тосол» — это было название конкретного антифриза, а вовсе, не общий термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости.
Малый бизнес не оставил без внимания потребности рынка. Частные предприятия, стали производить свои, совершенно другие охлаждающие жидкости, по другим технологиям/ рецептурам и ТУ. Эти жидкости должны были называться как угодно: например, Охлаждающая жидкость Айсберг, но никак не Тосол.
Но широко известная в СССР торговая марка «Тосол», не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель, может назвать свою охлаждающую жидкость ТОСОЛом, несмотря на то, что их состав не имеет ничего общего с оригиналом.
Так делают многие производители до сих пор. Пользуясь известным брендом «Тосол» при продвижении своих продуктов.
Оригинальный Тосол может выпускаться только по данным ТУ 6-57-95-96 и при наличии лицензионного соглашения, с разработчиком НИИ органической химии и технологии.
Если называть вещи своими именами, то всё что вы видите сегодня в магазинах под названием ТОСОЛ – это подделка, ничего общего с ним не имеющая.
Это тоже самое, что назвать крузак или ниву - джипом.
Но самое неприятное, что большинство так называемых «Тосолов», в большинстве своем, это охлаждающие жидкости крайне низкого качества.
А мало кто задумывался, что именно такие жидкости в том числе, уменьшают ресурс двигателей, радиаторов и помпы. Но мало кто связывал эти проблемы с низким качеством охлаждающей жидкости.
Единицы из таких Тосолов получили одобрения для использования в Российских автомобилях. Списки «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках отечественных автомобилей.
Что касается использования ТОСОла в современных автомобилях, вместо антифриза.
Кстати, Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0°С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время, это тоже антифриз.
Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует. Тосол это и есть антифриз. То есть не замерзающая жидкость. Разница существует в используемых пакетах присадок, в их качестве, в области применения и сроке эксплуатации.
Тосол по оригинальной технологии, как вы знаете давно не производится, и сегодняшние охлаждающие жидкости под видом ТОСОла – это, как правило, силикатные антифризы.
В процессе работы таких ТОСОлов тире антифризов, в каналах охлаждения образуется оксидная пленка, которая, с одной стороны, предотвращает коррозию, а с другой — ухудшает теплоотдачу. Ерунда?
Для чугунных моторов прежних поколений несомненно, однако в современном алюминиевом двигателе, все построено на нюансах, поэтому даже такая «мелочь» способна привести к нарушению температурного баланса.
К тому же этот слой склонен осыпаться, забивая каналы, а будучи подхваченным жидкостью, превращается в абразив.
По этой причине в температурно-нагруженных современных двигателях, такие охлаждающие жидкости практически не используются. И, конечно же, доливать ее в системы охлаждения, заполненные другими антифризами, нельзя.
Что произойдет, если залить такой антифриз в современный двигатель? Например, желая сэкономить.
Получите повреждение крыльчатки помпы из-за кавитации. Выход из строя будет постепенным, со снижением ее производительности. По мере выхода из строя температурный режим будет все выше и выше вплоть до перегрева.
Так же помните, что двигатели нового поколения изготавливаются преимущественно из алюминия. Материал вступает в реакцию с неорганическими солями, которые буквально «выжирают» металл в процессе эксплуатации. Итоговый результат будет плачевен.
Бонусом будет постоянный перегрев мотора. Тосолы и силикатные антифризы, не приспособлены к работе в передовых двигателях повышенной производительности. Их запаса свойств будет недостаточно для защиты двигателя от температурного шока.
Следовательно, двигатель будет часто работать в режиме скрытого перегрева, что приводит к нарушению геометрии алюминевого блока цилиндров и задирам. При этом температура на щитке приборов у вас будет вполне обычная.
В последние годы многие российские производители стали называть свои охлаждающие жидкости (бывшие «Тосолы») антифризами, претендуя на их применимость не только в отечественных автомобилях, но и в иномарках.
Впрочем про антифризы мы поговорим отдельно в одном из следующих видео. Там все не менее интересно чем с ТОСолом.